Это самая монументальная и экзотическая опера Верди. И то и другое обусловлено тем, что написана она по заказу египетского хедива Исмаил-паши для церемонии открытия нового оперного театра в Каире. Это был первый оперный театр в Африке, и в нём, кстати, были спец.ложи для гаремов, закрытые решётками.
Хедив предложил Верди самому назначить гонорар, и Верди, отбросив скромность, заломил сумму в 150 тысяч франков (сегодня это примерно 620 тысяч долларов). Причём только за право премьерной постановки. Все права на оперу остались у него.
Верди, правда, не успел к сроку, но в итоге честно освоил эти полмиллиона. У него получилось грандиозное зрелище с фараонами, принцессами, жрецами, храмами, пирамидами, слонами и танцами мавританских мальчиков.
Но любимая вердиевская мелодрама никуда не делась: любовь, ревность, коварство и душераздирающая кончина влюблённых - всё на месте, только отношения тут завязаны не двойными, а тройными узлами.
Аида
Аида - первая рабыня египетской принцессы Амнерис. Она черна как ночь, но необыкновенно нежна и прекрасна. (Недаром все реальные Аиды, которых вы только знаете - названы в её честь).
Примерно вот такая:
Анна Нетребко в роли Аиды
Аида захвачена в плен во время последней войны и скрывает, что она тоже принцесса - дочь эфиопского царя. Она мечтает освободиться от рабства и вернуться в родную Адисс-Абебу (или как тогда называлась столица Эфиопии?).
Но в её рабской доле есть и светлая сторона - она счастливо влюблена в красавца Радамеса (начальника дворцовой стражи).
Амнерис
Амнерис тоже влюблена в красавца Радамеса, но не может понять, почему он не отвечает ей взаимностью.
Анита Рачвелишвили в роли Амнерис
Ни молитвы богу Ра, ни жертвы богине Изиде, ни роскошные царские наряды, ни новое ожерелье из зубов гиппопотама не могут зажечь любовный блеск в глазах Радамеса. Она пытается понять, кто перешел ей дорогу, и у неё есть подозрения, что это её рабыня Аида.
Радамес
Радамес - очень горячий (прямо пламенный!) египетский воин. Он тайно любит Аиду и мечтает о военных подвигах. Фараон Рамфис благоволит к нему, и у Радамеса есть все шансы возглавить армию в ближайшем походе против враждебных эфиопов. А после победы он освободит от рабства любимую Аиду!
В начале оперы он поёт свою страстную и нежную арию (романс) "Милая Аида!"
Пласидо Доминго (на юного Радамеса он мало похож, но поёт божественно)
Мечты Радамеса сбываются: он назначен главнокомандующим египетской армии, и под гимны жрецов и всего народа уходит воевать с армией эфиопского царя.
Но Аида в полном замешательстве: кому ей желать победы - любимому Радамесу или родному отцу?! Когда нет ответа на вопросы - выход один: молиться богам. Что Аида и делает в своей известной арии из первого действия "Вернись с победой к нам":
Амнерис против Аиды
Пока Радамес воюет с эфиопами, Амнерис устраивает Аиде психологический баттл с целью вывести соперницу на чистую воду. У бедной Аиды нет ни одного шанса выдержать этот поединок: у Амнерис все фараонские административные ресурсы и бешеная ревность.
Хитрыми гестаповскими приёмами она доводит бедную рабыню до истерики (это дуэт Амнерис и Аиды во 2 действии) и узнаёт, что её подозрения были верны: у Аиды с Радамесом тайный роман.
Ясно, что дальше Аиду не ждёт ничего хорошего.
Анна Нетребко и Анита Рачвелишвили в постановке Метрополитен оперы, 2018 год
Но это ещё цветочки. Главные неприятности у Аиды впереди.
Как только возвращается с победой Радамес (тут знаменитая сцена с триумфальным маршем), фараон назначает ему в жены свою дочь Амнерис (в качестве награды). Через неделю свадьба. Амнерис торжествует, но Аиде-то каково?
Представьте себя на месте Аиды: любимый должен жениться на злобной сопернице, которая - ясно как день! - скрутит её, бесправную рабыню - в бараний рог. Ни любимого, ни свободы, ни родного дома... И она уже подумывает броситься с горя в бурные омуты священного Нила, где водятся голодные нильские крокодилы.
В этот момент она поёт очень красивую и трогательную арию (точнее, Романс) "О моя родина, я никогда не увижу тебя!".
Анна Нетребко в Зальцбургской постановке "Аиды", 2017 год
Но есть и ещё одно омрачающее обстоятельство: Радамес приводит с войны эфиопских пленников, и в том числе отца Аиды - царя Эфиопии. Этот отец и портит окончательно всё дело. Зовут его -
Амонасро
Он, конечно, скрывает свой царский статус, и время в плену не теряет даром: ему нужно разведать слабые стороны врага, чтобы позже взять военный реванш.
То, что его дочь Аида любит египетского главнокомандующего Радамеса, для него - удачное обстоятельство. Лирическая сторона вопроса его как-то совсем не волнует. И он использует родную дочь по полной программе.
Как только Аида допевает свою печальную арию, он внезапно появляется перед ней и ставит вопрос ребром:
"Что тебе дороже - Родина или твои шуры-муры с врагом? Свобода или рабство? Любишь Родину - узнай у Радамеса план расстановки войск! А иначе ты мне не дочь, и убиенная мать встанет из гроба, чтобы предать тебя анафеме! и реки крови потекут по земле твоей Родины!" и т.д. и т.п.
Ну, вы сами видите, что делается...
Анна Нетребко и Куин Келси в роли Амонасро
Или так:
Аида - Мария Пахарь, Амонасро - Андрей Батуркин
Снова Радамес
Сломленная отцом Аида склоняет Радамеса к совместному побегу в Эфиопию. Он шокирован таким предложением. "Как? мне предать свой долг?! Бросить священные алтари моих богов?! Да как ты можешь? Да ни за что на свете!!!"
Но Аида знает на какие точки давить: "Ну так и иди - целуйся со своей толстой фараонихой! Да, похоже ты меня никогда и не любил..."
"Ну ладно", - соглашается Радамес, быстро сообразив, что легче Родину предать, чем спорить с любимой женщиной. И он называет секретную тропу, на которой нет египетских постов - по ней они должны бежать.
И тут оказывается, что поблизости - в зарослях финиковых пальм - пряталась целая команда заинтересованных лиц: Амонасро, который уже подслушал и записал в свою шпионскую папирусную книжечку тайный маршрут, и мстительная Амнерис с вооружённым нарядом жрецов.
Жрецы арестовывают Радамеса за измену Родине, а Аида с отцом тем временем скрываются в ночи.
Развязка
Заканчивается всё грандиозно и трагично.
Амнерис ещё может спасти Радамеса. У неё только одно условие - он должен отречься от Аиды. Но тут он непреклонен, и Амнерис умывает руки.
Жрецы приговаривают Радамеса к погребению заживо. Священные жрицы возносят молитвы богу Фта.
Предчувствуя, что дело кончится именно этим, верная раскаявшаяся Аида заранее проникает в гробницу, где три дня без пищи и воды в темноте ждёт приговорённого. Она хочет умереть вместе с ним.
Так что, когда за Радамесом заваливают вход в подземелье огромным камнем, Аида выходит к нему из мрака уже полуживая.
В итоге склеп становится единственным местом в их несчастной жизни, где им никто и никогда не сможет помешать быть вместе. Поэтому умирают они под светлую музыку любовного дуэта и погребальное пение священных жриц где-то наверху.
А Амнерис в это время, терзаясь раскаянием и горем, поливает слезами неподъёмный камень у входа в склеп.
Пласидо Доминго, Эприл Милло (Аида) и Долора Заджик (Амнерис)
Хотя, если бы Амнерис знала, что Радамес там не один, а с Аидой, она бы уж точно наглухо забетонировала все щели (чтобы наверняка перекрыть влюблённым кислород).
Свежие комментарии