На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 780 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    Огромное спасибо за публикацию! Узнала очччень много интересного... Валерий Константиныч мой самый лучший друг... Име...НОСТАЛЬГИЯ. Песни...
  • Егор Иванов
    Правда?Древние цивилизац...
  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...

ЗНАКОМИМСЯ ИЛЬ ВСПОМИНАЕМ. Белла Ахмадулина

http://www.host2k.ru/images/women/bella-ahmadulina-2.jpg

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товна Ахмаду́лина (тат.Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina; 10 апреля1937, Москва — 29 ноября2010, Переделкино) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А.

 С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают её поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика её речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих её стихов составляет не лишённое магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом даёт своё зрение окружающему миру.

Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной - стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; её лирика переполнена признаниями в любви - прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда.

Либеральная критика была одновременно благосклонна и снисходительна, недоброжелательная и официозная - упрекала в манерности, выспренности, камерности: Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других «шестидесятников» общественно-значимых социальных тем.

Завидна мне извечная привычка 
быть женщиной и мужнею женою, 
но уж таков присмотр небес за мною, 
что ничего из этого не вышло. 
 
Храни меня, прищур неумолимый, 
в сохранности от всех благополучий, 
но обойди твоей опекой жгучей 
двух девочек, замаранных малиной. 
 
Ещё смеются, рыщут в листьях ягод 
и вдруг, как я, глядят с такой же грустью. 
Как все, хотела - и поила грудью, 
хотела - мёдом, а вспоила - ядом. 
 
Непоправима и невероятна 
в их лицах мета нашего единства. 
Уж коль ворона белой уродится, 
не дай ей бог, чтоб были воронята. 
 
Белеть - нелепо, а чернеть - не ново, 
чернеть - недолго, а белеть - безбрежно. 
Всё более я пред людьми безгрешна, 
всё более я пред детьми виновна.

1974

Ни слова о любви! Но я о ней ни слова, 
не водятся давно в гортани соловьи. 
Там пламя посреди пустого небосклона, 
но даже в ночь луны ни слова о любви! 
 
Луну над головой держать я притерпелась 
для пущего труда, для возбужденья дум. 
Но в нынешней луне - бессмысленная прелесть, 
и стелется Арбат пустыней белых дюн. 
 
Лепечет о любви сестра-поэт-певунья - 
вполглаза покошусь и усмехнусь вполрта. 
Как зримо возведён из толщи полнолунья 
чертог для Божества, а дверь не заперта. 
 
Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара, 
и одинок вблизи вселенской полыньи. 
Столь длительной луны над миром не бывало, 
сейчас она пройдёт. Ни слова о любви! 
 
Так долго я жила, что сердце притупилось, 
но выжило в бою с невзгодой бытия, 
и вновь свежим-свежа в нём чья-то власть и милость. 
Те двое под луной - неужто ты и я?

1973

Другое

Что сделалось? Зачем я не могу, 
уж целый год не знаю, не умею 
слагать стихи и только немоту 
тяжёлую в моих губах имею? 
 
Вы скажете - но вот уже строфа, 
четыре строчки в ней, она готова. 
Я не о том. Во мне уже стара 
привычка ставить слово после слова. 
 
Порядок этот ведает рука. 
Я не о том. Как это прежде было? 
Когда происходило - не строка - 
другое что-то. Только что? - забыла. 
 
Да, то, другое, разве знало страх, 
когда шалило голосом так смело, 
само, как смех, смеялось на устах 
и плакало, как плач, если хотело?

1966

Пришла. Стоит. Ей восемнадцать лет. 
- Вам сколько лет? - Ответила: - Осьмнадцать. - 
Многоугольник скул, локтей, колен. 
Надменность, угловатость и косматость. 
 
Всё чудно в ней: и доблесть худобы, 
и рыцарский какой-то блеск во взгляде, 
и смуглый лоб... Я знаю эти лбы: 
ночь напролёт при лампе и тетради. 
 
Так и сказала: - Мне осьмнадцать лет. 
Меня никто не понимает в доме. 
И пусть! И пусть! Я знаю, что поэт! - 
И плачет, не убрав лицо в ладони. 
 
Люблю, как смотрит гневно и темно, 
и как добра, и как жадна до боли. 
Я улыбаюсь. Знаю, что - давно, 
а думаю: давно ль и я, давно ли?.. 
 
Прощается. Ей надобно - скорей, 
не расточив из времени ни часа, 
робеть, не зная прелести своей, 
печалиться, не узнавая счастья...

1974

Опять сентябрь, как тьму времён назад, 
и к вечеру мужает юный холод. 
Я в таинствах подозреваю сад: 
всё кажется - там кто-то есть и ходит. 
 
Мне не страшней, а только веселей, 
что призраком населена округа. 
Я в доброте моих осенних дней 
ничьи шаги приму за поступь друга. 
 
Мне некого спросить: а не пора ль 
списать в тетрадь - с последнею росою 
траву и воздух, в зримую спираль 
закрученный неистовой осою. 
 
И вот ещё: вниманье чьих очей, 
воспринятое некогда луною, 
проделало обратный путь лучей 
и на земле увиделось со мною? 
 
Любой, чьё зренье вобрала луна, 
свободен с обожаньем иль укором 
иных людей, иные времена 
оглядывать своим посмертным взором. 
 
Не потому ль в сиянье и красе 
так мучат нас её пустые камни? 
О, знаю я, кто пристальней, чем все, 
её посеребрил двумя зрачками! 
 
Так я сижу, подслушиваю сад, 
для вечности в окне оставив щёлку. 
И Пушкина неотвратимый взгляд 
ночь напролёт мне припекает щёку. 

1973

Так, значит, как вы делаете, други? 
Пораньше встав, пока темно-светло, 
открыв тетрадь, перо берёте в руки 
и пишете? Как, только и всего? 
 
Нет, у меня - всё хуже, всё иначе. 
Свечу истрачу, взор сошлю в окно, 
как второгодник, не решив задачи. 
Меж тем в окне уже светло-темно. 
 
Сначала - ночь отчаянья и бденья, 
потом (вдруг нет?) - неуловимый звук. 
Тут, впрочем, надо начинать с рожденья, 
а мне сегодня лень и недосуг. 

1973

                                            

Заклинание

Не плачьте обо мне - я проживу  счастливой нищей, доброй каторжанкой,  озябшею на севере южанкой,  чахоточной да злой петербуржанкой  на малярийном юге проживу.

Не плачьте обо мне - я проживу той хромоножкой, вышедшей на паперть, тем пьяницей, поникнувшим на скатерть, и этим, что малюет Божью Матерь, убогим богомазом проживу. Не плачьте обо мне - я проживу той грамоте наученной девчонкой, которая в грядущести нечёткой мои стихи, моей рыжея чёлкой, как дура будет знать. Я проживу. Не плачьте обо мне - я проживу сестры помилосердней милосердной, в военной бесшабашности предсмертной, да под звездой моею и пресветлой уж как-нибудь, а всё ж я проживу.

1968

наверх