Лунная ночь на Капри
1841. Холст, масло. 26 х 38,5 см, Третьяковская галерея
При своих небольших размерах эта картина поражает размахом и величием запечатленной сцены. Большой корабль с распущенными парусами направляется в сторону гостеприимного красивого острова — любимого места отдыха римских императоров и последующих многочисленных правителей.
Сам остров виднеется вдали, его очертания четко видны на фоне темного неба и моря, ярко освещенные лучами полной луны.К борту большого судна на переднем плане пристала маленькая лодка, возможно, это команда собирается на берег или же местные торговцы подплыли, чтобы продать морякам свою продукцию или поставить им воду и продовольствие. На переднем плане еще одна низкая шлюпка с людьми, которые внимательно смотрят в сторону крупного корабля. Можно предположить, что на этом судне находится важное лицо, которое заинтересовало своим прибытием местных жителей или проплывавших мимо рыбаков.
Это судно не одиноко у берегов Капри. На дальнем плане стоит на якоре двухмачтовый корабль со свернутыми парусами, похоже, он находится на рейде. Вдоль всего побережья разбросано несколько маленьких парусников — это рыбаки вышли на ночной лов рыбы, которой богаты здешние прибрежные воды.
Впечатляет цветовая гамма полотна. Огромная изобразительная задача решена при помощи достаточно скромной и сдержанной палитры. Преобладают все оттенки синего и голубого цвета, а нужную степень контраста придает холодный желтый свет луны, заливающий своим сиянием окрестности Капри.
Ночное море тихое и спокойное, подернутое небольшой рябью.
Оно украшено размытой дорожкой лунного света, придающего полотну перспективу и объемность. То же самое делают и виртуозно изображенные облака — большие, пушистые и легкие, они как театральные занавеси обрамляют картину тихой лунной ночи на благословенном острове Капри.Среди волн
1898. Холст, масло. 285 х 429 см, Феодосийская картинная галерея
На создание этого масштабного полотна художник, которому к тому времени уже был восемьдесят один год, потратил всего 10 дней. Глядя на огромную картину бурных морских вод, в это трудно поверить. Полотно было одним из самых любимых у мастера и было лично завещано им в дар родному городу — Феодосии.
С созданием полотна связана интересная история. Первоначально в центре картины, среди бушующих волн, была изображена крошечная шлюпка с моряками, которые смогли спастись с тонущего судна. Но один из родственников Ивана Константиновича, опытный морской офицер, сказал, что такое крохотное утлое суденышко не выдержало бы натиска столь могучих волн и неминуемо утонуло бы. Художник был недоволен этим замечанием, но он всегда стремился к максимальному реализму и правдивости своих работ. В результате на следующий же день шлюпка исчезла с полотна — художник решил изобразить только бушующее штормовое море как символ непобедимой мощи стихии.
Для создания полотна была использована широкая гамма нежных и переливчатых светлых красок, а также насыщенные, глубокие тона. Дальний план на картине тонет в густом синем мраке, а на переднем — переливается и бурлит вода с пышными шапками перламутровой воздушной пены. Из-за невероятно мастерски подобранных оттенков красок вода кажется прозрачной и очень живой, подвижной. Это одно из самых точных и реалистичных художественных изображений моря во время бури.
Мастерство художника отрабатывалось, оттачивалось и совершенствовалось с годами, но и в столь преклонном по всем меркам возрасте его рука не дрожала, а художественный гений позволил воспроизвести одну из самых сложных земных стихий. Если в портрете всегда считалось, что изображение глаз и рук — работа для великого творца, то в маринистике - это вода во всех ее ипостасях.
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
1892. Холст, масло. 221 х 339 см, Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Картина была написана много позже описываемых ею событий. Посвящена она сражению во время русско-турецкой войны, когда своим героическим поведением отличился маленький и тихоходный бриг «Меркурий».
Издалека полотно можно принять за мирный морской пейзаж с тремя красивыми деревянными кораблями, буквально летящими на всех парусах по не слишком спокойному, но не бурному морю. На деле не все так благополучно и спокойно.
Сцена действия впечатляет своей монументальностью: два огромных турецкий линейных корабля в буквальном смысле зажали в тиски кажущийся против них очень маленьким и беззащитным бриг. Казалось бы, ситуация патовая и «Меркурий» обречен. Но экипаж принял решение дать бой и вышел из него победителем — и турецкий флагман, и второй большой корабль потеряли мачты, не смогли маневрировать и были вынуждены позорно покинуть поле сражения. Вот так отставший от своей эскадры небольшой парусник продемонстрировал героическую природу русских моряков — они умирают, но не сдаются.
На полотне отражен самый кульминационный момент военно-морской драмы. «Меркурий» с обоих бортов атакуют вражеские корабли, а он наносит в ответ им пушечные удары. Вдали виднеются призрачные силуэты эскадры. Тревожность события подчеркивают тяжелые темные грозовые тучи и неспокойное море, словно волнующееся из-за происходящего события.
Не нужно говорить, насколько великолепно и тонко изображено мастером море и небо. Вся картина просто дышит морской свежестью, несмотря на общий трагизм ситуации. В конце концов, море вечное, на своем веку оно видело различные битвы и совершенно равнодушно к маленьким и большим человеческим трагедиям. А на «Меркурии», который по всем меркам должен быть потоплен вражескими судами, погибли только четверо русских моряков.
Хождение по водам
1888. Бумага, масло. 70 х 50 см, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
В основе картины лежит библейский сюжет, очень популярный у художников разных эпох. Во время бури апостолы плыли на лодке, а Христос шел им навстречу прямо по бурным волнам. Только апостол Петр отважился идти навстречу Христу и ступил на подвижную бездну, как на твердую сушу. Держала его на воде только вера, так как стоило Петру отвести глаза, как он стал тонуть.
На картине отражен как раз момент, когда Петр, вытянув руки, из всех сил стремится к Спасителю, веря в его всемогущество. Христос изображен сияющим, как самый яркий свет. Исходящее от него свечение просто ослепляет и оставляет на волнующемся море дорожку, как от света полной луны. Для сидящих в лодке фигура Христа — путеводный маяк веры во тьме неверия.
Мастерское изображение волн создает эффект присутствия зрителя, так как очень натуралистично передает движение неспокойной воды в море. Центр композиции — это, конечно же, сияющая и освещающая все вокруг фигура Христа, а лодка с людьми и бегущий по волнам апостол Петр — статисты в этой ключевой сцене из Библии.
Лица людей и их одежды не акцентированы, они выполнены довольно схематично, темными красками, специально, чтобы внимание смотрящего не переключалось, а было сконцентрировано на центральной фигуре Иисуса, идущего по водам.
Вид Тифлиса от Сейд-Абаза
1868. Холст, масло. 47 х 36 см, Частная коллекция
Великий маринист в этой небольшой картине показал себя талантливым пейзажистом, способным великолепно передавать не только все переливы морских волн, но и создавать ощущение наполненного воздухом пространства.
На этом скромном по размерам полотне изображен глубокий панорамный вид на Тифлис со стороны гор. Здания, расположенные на переднем плане, залиты ярким солнечным светом, их очертания, фигуры людей и лошадей, два крупных дерева выписаны предельно скрупулезно, со множеством подробных деталей. Центральная улица с выразительной реалистичной перспективой спускается вниз, где лежит основная масса домов. Скалы вокруг города образуют своеобразную чашу, наполненную особой сиреневатой дымкой, поэтому освещенные дома в центре кажутся розовыми, а далекие горы — синими.
Эти прохладные оттенки сиреневого, голубого и фиолетового контрастируют с теплым золотистым солнечным освещением переднего плана, придавая картине особую выразительность и объемность. На полотне не только великолепно передана перспектива и впечатление обширного пространства, но и есть особое, тихое и лирическое настроение. Это не просто пейзаж, это — чувство любви к чудесному городу.
Свежие комментарии