На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 778 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    Огромное спасибо за публикацию! Узнала очччень много интересного... Валерий Константиныч мой самый лучший друг... Име...НОСТАЛЬГИЯ. Песни...
  • Егор Иванов
    Правда?Древние цивилизац...
  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...

Петриковская роспись - визитная карточка Украины

ПЕТРИКОВСКАЯ . ИСТОКИ

Живописное село Петриковка на Днепропетровщине славится народными мастерами декоративной росписи. Искусство рисования имеет здесь глубокие корни.

В XVIII ст. на эти земли пришли запорожские поселенцы. Они начали строить светлые саманные и глиняные дома, побеленные мелом, украшенные цветной глиной.



Декоративная роспись на Приднепровье, как и везде на Украине, возникла прежде всего как искусство росписи дома. Однако на Приднепровье ему свойствена особая неповторимость, самобытность, В его основе лежит образное, поэтическое осмысление родной природы, красоты украинской земли. Недаром полевые цветы и ветки калины стали основными мотивами декоративной росписи Приднепровья. В ней легко узнаются мальва и пион, гвоздика и георгина, астра и горошек, даже придорожный чертополох — вероятный прообраз знаменитейшего петриковского «лучка».

Первой формой росписи на Приднепровье было настенное рисование. Про его своеобразность дает представление ряд акварельных копий, выполненных художницей Е. К. Эвенбах в 1911 и 1913 гг. по заказу академика Д. И. Яворницького. Стенопись была распространена и в интерьере (прежде всего роспись камина, печи), и в экстерьере (дом, овин, погреб), которое образовывало единый декоративный ансамбль усадьбы.

Выполнялась роспись тонкой кистью, камышинкой, веточкой, кончиками пальцев по грунтованной стене. Сначала использовались растительные и минеральные красители. Позднее, когда роспись перешела на бумагу, их заменили анилиновые краски на яичной основе.

Колорит росписи строится преимущественно на градациях трех цветов: красного, желтого (желто-зеленого) и синего.
Сдержанность декоративного начала и в то же время цветистое разнообразие цветочных форм определяет стилистическую систему приднепровской росписи.

Тем не менее можно обнаружить и стилистические особенности росписи в отдельных селах. Так, в селе Мишурин Рог, где более распространена роспись по дереву, гамма более суровая.

В селах, расположенных возле речки Самары,— Спасском, Васильевке,— рисунок крупный, с ясно выявленным тройным цветком. Роспись Петриковки и близких к ней Могилева и в определенной степени Шульговки отмечается особой конкретностью и разнообразием декоративных мотивов, свидетельствует о наличии постоянной художественной традиции.

Дальнейшим этапом приднепровской росписи постоянная широко известная «мальовка» — роспись на бумаге. В ней, как и в декоративной стенописи, ясно выступает традиционная особенность — образное осмысление родной природы и ее декоративная интерпретация.

Репродукции древнейших образцов декоративной росписи Приднепровья, представленные здесь, экспонировались на первой ретроспективной выставке «Петриковская роспись. Истоки и современность», раскрывают богатство и глубину той художественной традиции, на основе которой сложилась своеобразность Петриковки — выдающегося центра художественной росписи Украины.

http://ukrfolkart.narod.ru/petr_rospis_istok/image_istok/web_istok_01_100.JPG
1920 годы. Г.М. Мала Коврик.  Бумага, акварель
с. Капуловка Днепропетровская область

http://ukrfolkart.narod.ru/petr_rospis_istok/image_istok/web_istok_02_100.JPG

1911 год. Неизвестный автор  Копия Е.К. Эвенбах Роспись сундука.
с. Лоцманская-Каменка Днепропетровская область

http://ukrfolkart.narod.ru/petr_rospis_istok/image_istok/web_istok_03_100.JPG

1929 год Неизвестный автор. Баклажаны. Бумага, анилиновые краски
с. Петриковка, Днепропетровская область

Остальные работы можно посмотреть ЗДЕСЬ

Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней - желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую "чепурушку" Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы - Федор Панко - решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Творчество Татьяны Пата 

 http://ukrfolkart.narod.ru/petr_rospis_pata/image_Pata/web_Pata_04_100.JPG

1926-1928 гг.  Т.Я Пата. Куст калины. Фанера, масло

http://ukrfolkart.narod.ru/petr_rospis_pata/image_Pata/web_Pata_02_100.JPG

Кукушка на калине. Бумага, яичная темпера

Остальные её работы ЗДЕСЬ

Немало заморских украинцев проливали слезы перед картиной, посвященной 100-летию эмиграции в Канаду. Журавль, "кличущий" с земли улетающих собратьев, ассоциировался для них с зовом родины.

Обновление современной общественной жизни в Украине требует формирования национально сознательных граждан. Особое значение приобретают культура, искусство, собственно, всё то, что духовно возвеличивает человека. В этих условиях следует задуматься, может ли существовать культура без национального корня, без генетической памяти, без приобретенного в веках духовного наследства. Во все времена в Украине традиционная народная культура играла роль национальной. Поэтому сохранение народного творчества как формообразующей основы этнокультуры - одно из основных задач современных украинцев.

Нынешний период развития декоративно-прикладного искусства Украины является значащим в плане утверждения его социально-культурного потенциала. Творчески наследуя традиции, художники привлекаются к общему руслу развития современной культуры. Об эволюции народной росписи рассказывают разнообразные современные выставки произведений народных мастеров Днепропетровщины, Ивано-Франковщины, Киевщины, Львовщины, Полтавщины, Черкасщины, Харьковщины, Хмельнитчины, Херсонщины и многих других, которые не только унаследовали лучшие художественные традиции, а и обогатили этот вид искусства новой тематикой, современными орнаментальными мотивами, изысканной палитрой красок.

А это современная:

 http://ukrfolkart.narod.ru/petrikovka_today/image_today/P7300117_web.JPG

http://ukrfolkart.narod.ru/petrikovka_today/image_today/P7300092_web.JPG

http://ukrfolkart.narod.ru/petrikovka_today/image_today/P7300114_web.JPG

http://ukrfolkart.narod.ru/petrikovka_today/image_today/P7300118_web.JPG

http://ukrfolkart.narod.ru/petrikovka_today/image_today/VK_100_web.JPG

Источник

наверх