На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 780 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    Огромное спасибо за публикацию! Узнала очччень много интересного... Валерий Константиныч мой самый лучший друг... Име...НОСТАЛЬГИЯ. Песни...
  • Егор Иванов
    Правда?Древние цивилизац...
  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге

https://3dad2a50-a-62cb3a1a-s-sites.googlegroups.com/site/doskapocetamenedzerov/nikolaj-nikolaevic-brusnicyn/6376_900.jpg?attachauth=ANoY7cpwfMAD10ZyL14k9XDlz0KHJ-PUimmxuWnzN0XCKwsGES59HcPTNDb3Ic_QyqYZKAeuBeHpzV_T8FX9J45R_10o6uNPXeByVXCwLcU1Gi-kK4Nw2sGrnCsqxt7GGPtgMi34FskN7t773Cpirpkx8wZG3i8FsBz_6HUqo4AYIwsjGGSq0eafjgD_i5U1rwGzOftHuBd6h7MeInXtgEMsPp02m_QM7wlOxIhMn5cp0G__ugEj3SZM0UxJvfpFvJ1joGsRiK-a&attredirects=0

Особняк купцов Брусницыных — памятник архитектуры в стиле эклектика. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году. Находится в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, адрес — Кожевенная линия, дом 27.

Брусницыны — династия кожевенных промышленников и предпринимателей, магнатов, которые обосновались в Санкт-Петербурге в середине XIX века, построив завод и ряд других зданий. До недавнего времени бывшее предприятие Брусницыных называлось кожевенным заводом им. А. Н. Радищева. Главное здание завода сохранилось, а напротив него, на углу Кожевенной и Косой линий, купцы Брусницыны построили себе особняк.

История строительства

Особняк на Кожевенной линии построили в 1770-х годах. Тогда здесь находились заводы по выделке кожи, от которых и произошло название улицы. Дом принадлежал владелице одного из производств, вдове иностранного купца Фишера. Первый этаж занимали заводские конторы, на втором находились жилые покои.

Земля от Кожевенной линии до Детской улицы и почти до Большого проспекта вся принадлежала Брусницыным. Тут располагался парк, разнообразные служебные постройки, а также построенное в конце XIX века по проекту архитектора П. Ю. Сюзора здание богадельни (Дом призрения Брусницыных) (Косая линия, 15А) (1895-1896 гг.).

При освящении богадельни в декабре 1897 года присутствовали принц А. П. Ольденбургский и Иоанн Кронштадтский. Вскоре заведение посетил Николай II, выразивший благодарность Брусницыным, передавшим Дом призрения в распоряжение города.

Дом призрения Брусницыных — добротное кирпичное сооружение, в центре которой некогда находилась церковь Святого Николая Чудотворца, увенчанная куполами (не сохранились), — сегодня служит Морской академией им. адмирала С. О. Макарова. Резной дубовый иконостас из домовой церкви сейчас находится в храме иконы Казанской Божией Матери в Вырице.

В 1844 году здание купил крестьянин из Тверской губернии Николай Мокеевич Брусницын. Три года спустя он открыл небольшую кожевенную мастерскую, в которой работали всего 10 человек. Однако дело Брусницына быстро росло и приносило прибыль: вскоре он стал купцом, а мастерская превратилась в фабрику, на ней трудились около 600 рабочих.

К этому времени Брусницын мог бы переехать в центр Петербурга, как поступали другие промышленники. Но он предпочел по-прежнему жить неподалеку от фабрики: так было удобнее контролировать производство. В 1857 году к купеческому особняку пристроили дополнительное крыло. В начале 1860-х заменили фасад, на первом этаже расширили окна, а на втором сделали потолки выше. В 1877 году рядом с главным зданием появился двухэтажный склад.

Когда Николай Брусницын умер, дом и фабрика перешли по наследству его сыновьям — Николаю, Александру и Георгию. В 1882 году особняк перестроили еще раз: архитектор Анатолий Ковшаров разработал проект Ш-образного здания, в котором каждому из братьев отводилось отдельное крыло. С восточной стороны дома появилась еще одна пристройка, потолки второго этажа вновь подняли, фасад надстроили. С этого времени особняк приобрел вид, в котором сохранился до наших дней.

В революцию братья Николай и Георгий эмигрировали, Александр остался в Петрограде и продолжил работать на заводе в должности главного инженера и председателя Коллегии заводоуправления.

В ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму.

В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден.

Парадный подъезд особняка после революции 1917 года заколотили, а вензеля с монограммой Брусницыных заменили коммунистической символикой: серпом и молотом (между прочим, серп и молот можно увидеть не только на фасаде, но и в интерьере особняка — на ободе люстры в танцевальном зале).

Легенда о зеркале Дракулы и судьба особняка в советское время

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге 2

После революции двое из братьев Брусницыных — Георгий и Николай — уехали за границу. Александр Брусницын остался в Петербурге и продолжал руководить кожевенным заводом, который основал его отец. В 1919 году его арестовали за контрреволюционную деятельность. Но рабочие подали в Чрезвычайную комиссию ходатайство в защиту Брусницына, и через год его освободили.

Особняк к тому времени стал собственностью кожевенного завода им. А.Н. Радищева. В нем разместились заводское управление и профсоюзный комитет. Вместо парадных ворот в 1930-х годах построили проходную и вестибюль.

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге 2

С особняком Брусницыных связана городская легенда о старинном зеркале, которое приносит несчастья своим владельцам. Рассказывали, что еще в XVI столетии оно висело в одном из итальянских дворцов, где якобы хранился прах самого графа Дракулы. Николай Брусницын, по легенде, купил это зеркало и распорядился повесить его в гостиной. Вскоре после этого умерла внучка промышленника, и в городе появились слухи, что с каждым, кто посмотрит в это зеркало, случится беда.

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге 2

В советское время легенда обросла новыми подробностями. Рассказывали, что после революции зеркало передали из особняка в Дом культуры им. Кирова, но вскоре вернули обратно. Затем оно украшало кабинет заместителя директора кожевенного завода. По легенде, человек, который занимал эту должность, таинственно исчез, потом пропало и само зеркало, а кабинет заколотили, и с тех пор им никто не пользовался.

Парадная столовая, танцевальный зал, курительная комната

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге

До наших дней сохранились интерьеры всего нескольких комнат в особняке Брусницыных. Почти все они расположены в восточном крыле здания. Помещения идут друг за другом анфиладой — длинным сквозным рядом.

Парадная столовая оформлена в стиле Позднего Возрождения. Ее окна выходили в зимний сад с экзотическими растениями. Все детали обстановки, которые сохранились в этой комнате, подлинные. В их числе — кованая бронзовая люстра и светильники на стенах, резные деревянные панели и лепной потолок, который тоже окрашен под древесину. Двери столовой украшены изображениями бараньих голов: это традиционный мотив в отделке купеческих домов, поскольку баран считался символом торговли.

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге

Раньше в центре комнаты стоял большой дубовый стол на 60 человек. За ним в праздничные дни собирались члены семьи и гости Брусницыных. Сейчас из мебели в столовой сохранился только деревянный буфет. Рядом с ним находится потайная дверца, которая ведет в бильярдную, или Красный кабинет. Здесь обычно собирались мужчины, чтобы не только поиграть в бильярд, но и обсудить дела. Стены кабинета внизу были отделаны резными деревянными панелями, в верхней части — обтянуты тканью. Люстру над бильярдным столом можно было поднимать или опускать с помощью специальной ручки на стене. Для отдыха предназначались угловые диваны с кожаной обивкой. В комнате также располагался резной камин.

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге

Из гостиной также можно было попасть в танцевальный зал, который называли Белым — за основной цвет отделки. Здесь архитектор придерживался французского стиля, который был популярен при Людовике XV. Стены украшала позолоченная лепнина: изображения купидонов и сатиров, вазы с цветами, венки, женские головки. Здесь сохранились люстра с хрустальными подвесками и мраморный камин со скульптурами амуров.

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге 3

К Белому залу примыкает небольшая курительная комната в мавританском стиле. На напольных плитках и стенных панелях повторяется схожий геометрический рисунок. Стены и куполообразный потолок покрыты традиционной восточной росписью. Интерьер дополняет люстра из стекла и латуни с гравированными рисунками и надписями. На стенах комнаты повторяется фраза «Хвала Аллаху», написанная арабской вязью.

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге 3

Кроме этих комнат, в особняке Брусницыных сохранилась гостиная в стиле рококо. Ее оформили в золотисто-коричневых тонах, стены украсили панно в золоченых рамах, растительные орнаменты, изображения морских раковин и драконов.

История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге 3

С 2017 года особняк закрыт для экскурсий и отдельных посетителей. Но здесь часто проходят съемки фильмов и сериалов. Например, режиссер Рустам Хамдамов снимал здесь картину «Мешок без дна» по мотивам рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще». А Рената Литвинова дважды использовала интерьеры Брусницынского особняка в своих работах. В 2016 году она снимала здесь новеллу «Сны Иосифа» для киноальманаха «Петербург. Только по любви». А в 2021-м вышла картина Литвиновой «Северный ветер», в которой залы особняка стали сказочным поместьем главных героев.

Автор: Ирина Кирилина

Источник и Источник

наверх