Арп Жан (Arp Jean) (1887–1966), швейцарский и французский художник и поэт, один из зачинателей дадаизма.
Дадаизм (франц. dadaisme, от dada – конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно–художественное течение в 1916–1922 годах. Дадаизм сложился в Швейцарии, получил развитие во Франции (Андре Бретон, Тристан Тцара, Марсель Дюшан, Франсуа Пикабия, Макс Эрнст, Жан Арп, Р. Гюльзенбек, М. Янко). Выразился в отдельных скандальных выходках – заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 1920–е годы дадаизм изжил себя, во Франции это течение слилось с сюрреализмом, в Германии дадаизм растворился в примитивизме, беспредметности и экспрессионизме.
Сюрреализм (франц. surrealisme, сверхреализм), направление в искусстве 20 столетия, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920–х годах, развивая ряд черт дадаизма (писатели Андре Бретон, Филипп Супо, Тристан Тцара, художники Макс Эрнст, Жан Арп, Жоан Миро). С 1930–х годов (художники Сальвадор Дали, Поль Блум, Ив Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.
В 1954 получил на Биеннале в Венеции Большую премию по скульптуре, в 1959 — Орден Почётного легиона. В 1961 стал кавалером Ордена литературы и искусства. В 1963 Арпу присуждена Большая национальная художественная премия Франции, в 1964 — Большая художественная премия земли Северный Рейн — Вестфалия и Премия Карнеги, в 1965 — Золотая медаль Министерства культуры Италии, Премия ГётеГамбургского университета.
Самая крупная коллекция произведений Арпа находится в Музее нового и современного искусства в Страсбурге, площадь перед которым носит имя художника. Его именем назван также культурный центр в Кламаре, улица в XIII округе Парижа. С 1979 в Кламаре действует Фонд Арпа (в 2004 получил статус национального музея).
Танец, 1925. Центр Помпиду
В середине 1920–х годов Жан Арп в своем творчестве перешел к синтезу дадаизма, сюрреализма и абстракции.
Художник создавал живопись, графику, коллажи и скульптуру, где в основном преобладали «биоморфные», подражающие ритмам природы фантазии.
Картина Жана Арпа "Листья и капли I". Что это – прозрачные капли дождя, проявляющиеся на стекле лишь тонким полукружием теней, или падение листьев в безветренном пространстве? Безмолвие парит в этой камерной вечности, из которой словно выкачен ток времени.
Поэтичные и полные метафизическое смысла произведения Арпа часто включают рельефные скульптурные формы, напоминающие органические образования. Деревянные рельефы, подобные приведенному здесь, существуют в своем пространственном контексте, несоизмеримом с реальным миром.
Творчество Арпа тесно связано с несколькими важнейшими направлениями искусства первой половины XX века, особенно с деятельностью дадаистов. Живя в Цюрихе, Арп был завсегдатаем Кабаре Вольтер и участвовал в скандально известных хепенингах дадаистов, программно объединившихся в 1916 году.
Опыты Жана Арпа в технике коллажа и автоматического письма были навеяны идеями сюрреализма. Арп пробовал себя в поэзии и создал ряд удивительных по своему эмоциональному строю стихотворений.
Из разных источников
Свежие комментарии