На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...
  • Ольга Денисова
    скажите, а вот такую котельную, как тут на фоот с кафелем - https://amikta.ru/portfolio/otoplenie-pos-leninskoe можно...Идеи для дома: кр...

Андре-Шарль Буль: мебельщик Людовика XIV

История никогда не благоволила мастерам прикладного искусства. В лучшем случае, до нас доходят их имена и отдельные вехи биографии, и Андре-Шарль Буль, являясь одним из самых знаменитых мебельщиков Франции, не исключение. Но в отличие от других мастеров, само его имя стало нарицательным, а «мебель в стиле Буль» продается в самых фешенебельных магазинах мира.

610x421_Quality97_650x449_Quality97_ad_360584_ (610x421, 288Kb)

Андре-Шарль Буль был потомственным мебельщиком. Его отец, Жан Буль (настоящее имя Йохан Болт намекает на еврейское происхождение) сначала держал небольшой мебельный магазин в Гельдерне (Германия), потом перебрался во Францию. У Жана было несколько сыновей, но именно Андре было суждено не просто продолжить дело отца, а стать одним из величайших мастеров столярного дела Франции.

andre-sharl_bul_foto_11 (168x200, 8Kb)

Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle, 1642-1732)

После того, как Жан передал сыну все, что знал сам, Андре отправился во Фландрию, где на протяжении трех лет учился у мастеров мебельного дела, живописи, рисунка и граверного искусства. Как раз в это время здесь складывался свой собственный художественный стиль, «фламандское барокко», отличающийся народностью, пышностью и стремлением к реалистичности. Знакомство с этим стилем оказало на творчество Буля огромное влияние. Вернувшись в Париж, Андре-Шарль сначала пробует себя как художник (во всяком случае, первые дошедшие до нас документы упоминают его как живописца), но либо понимает, что это не его, либо просто не находит признания – и возвращается к работе с деревом.

Возможно, он так и остался бы очередным талантливым, но малоизвестным мастером по изготовлению мебели, но судьба распорядилась иначе: Буля представили Людовику XIV и назначили королевским чернодеревщиком.

andre-sharl_bul_foto_22 (550x657, 125Kb)

Людовик XIV де Бурбон (Louis XIV, 1638-1715)

Этому способствовало сразу несколько параллельно произошедших событий, и не даром историки утверждают, что Андре-Шарль Буль родился очень вовремя – живи он полувеком раньше или позже, и скорее всего, до нас бы не дошло даже его имя. Судите сами:

В семидесятые годы XVII века Людовик решает перенести свою парадную резиденцию в Версаль. До этого он уже начал строительные работы по расширению Лувра и его объединению с Тюильри, но это было не то. Ему нужна была резиденция, которая затмила бы блеск всех королевских дворов в Европе и, по его мнению, Версаль, где в то время был небольшой охотничий дворец его отца, подходил для этого как нельзя лучше.

andre-sharl_bul_foto_23 (600x410, 60Kb)

За работу взялись именитые мастера: архитектор Ж.-А. Мансар, живописец Ш. Лебрен, садовод-планировщик А. Ленотр.

Оставалась мебель. Причем мебели требовалось много, и это должны были быть настоящие произведения искусства. Специально для этой цели в 1678 году королевскую мастерскую расширяют в несколько раз и дают ей название «Мануфактура королевской меблировки». И именно в это время, очень некстати, внезапно умирает руководивший мануфактурой придворный столяр Жан Марсе.

Андре-Шарль Буль тогда уже приобрел известность как чрезвычайно талантливый столяр, а в его мастерской работало около 40 человек Так что нет ничего удивительного, что он был рекомендован первым министром, Людовика, Кольбером, как «самый искусный краснодеревщик Парижа».

andre-sharl_bul_foto_1 (597x700, 274Kb)

Мы не знаем подробности встречи. Очевидно, Буль смог доказать Людовику, что действительно является первоклассным мастером по дереву, достойным королевского двора.

andre-sharl_bul_foto_17 (510x700, 63Kb)

Кабинет, созданный между 1670 и 1680гг для Парижского суда. На протяжении многих лет считался произведением Пьера Голе (c. 1620-1684), сейчас отнесен к творчеству А.- Ш. Буля

Но многие ученые сходятся во мнении, что выбор пал на Буля еще и благодаря уникальному дизайну его изделий, близких новой парадигме искусства, классицизму.

Дело в том, что в результате религиозных войн XVI века авторитет монархии среди населения Франции был в известной степени подорван, а классицизм, с его стремлением к гармонии, упорядоченности и лаконичности, оправдывал монархический строй, скажем так, на рациональном уровне. Кроме того, Франция закрепляла за собой статус державы, лидирующей в большинстве областей художественного творчества, и как раз перехватывала у Италии ее двухвековую роль законодательницы моды. Другими словами, все тот же классицизм противопоставлялся итальянскому барокко.

С этой точки зрения, выбор Людовика XIV был очевиден.

andre-sharl_bul_foto_15_0 (700x478, 248Kb)

Эскизы А.-Ш. Буля

Так или иначе, в 1672 Андре-Шарль Буль получает должность Ebeniste du Roy (королевский мастер по эбеновому дереву), ему выдается грамота на жилье в Лувре и дополнительные преимущества свободы от торговых гильдий.

В этом дворце Буль и прожил всю свою жизнь, став одним из самых востребованных краснодеревщиков в Европе.

andre-sharl_bul_foto_6 (700x537, 62Kb)

Краснодеревщик и клиент. Ок. 1770

Разумеется, его основным заказчиком оставался Людовик XIV, королева и принцы крови, а также многочисленная французская знать. Версаль, Лувр, Во-ле-Виконт, Шеверни – его мебель украсила многие дворцы Франции.

versal_apartamenty_marii-antuanetty (600x450, 82Kb)

Версаль. Апартаменты Марии-Антуанетты

Но Буль работал и на иностранных заказчиков. За его изделиями занимали очередь: испанский король Филипп V, король Саксонии Фридрих Август II Сильный, курфюрсты Баварский и Кёльнский и многие другие влиятельнейшие люди того времени.

andre-sharl_bul_foto_3 (611x700, 285Kb)

При этом, несмотря на бешеную популярность своих работ и баснословные цены на изделия Булю постоянно не хватало денег. И причина вовсе не в том, что он не умел вести дела – Андре-Шарль Буль был страстным коллекционером живописи. Он не пропускал ни одного аукциона, тратил авансы клиентов и занимал огромные деньги, чтобы приобрести очередную картину или эскиз известного мастера.

В результате королевский мебельщик регулярно не мог вовремя заплатить мастерам за труд, а иногда не выполнял заказы, за которые уже была внесена предоплата. Доходило даже до судебных разбирательств, в результате одного из которых Буль оказался под угрозой долговой тюрьмы, а его имущество в Версале было арестовано.

Разумеется, король поддерживал своего Ebeniste du Roy, и иногда давал Булю отсрочку для погашения всех долгов и разрешения конфликтов с заказчиками, но королевское терпение было небезгранично...

andre-sharl_bul_foto_36 (693x700, 95Kb)

Инкрустированный Письменный стол Людовика XV

Обстановку накаляло и откровенно наплевательское отношение Буля к срокам. Известны его постоянные конфликты с Дофином, а что до рядовых клиентов – про их заказы Буль вообще мог «забыть».

kabinet_dofina (450x600, 80Kb)

Версаль, кабинет Дофина

В 1720 году из-за пожара в одном из салонов финансовое Буля положение становится еще более шатким. В огне погибают станки, инструменты, материалы и готовые изделия на общую сумму 370 тысяч ливров (для сравнения: по А. Дюма, Д'Артаньян на вершине карьеры получал 20 тысяч ливров в год). Все что не сгорело, было в спешном порядке продано для погашения долгов. В надежде на финансовую помощь Буль отправил регенту письмо с ходатайством, но ответа так и не получил…

Андре-Шарль Буль не избавился от долгов до самой своей смерти 28 февраля 1732 года, и они перешли к его сыновьям (у него было семеро детей, из них четыре сына, продолживших дело отца). Одному из сыновей даже пришлось отсидеть в долговой тюрьме.

Дизайн

Особое место Андре-Шарля Буля в истории мебели обусловлено тем, что он оказался одним из первых, кто отбросил ряд принципов царившего в Европе итальянского барокко и обратился к новой парадигме – классицизму.

andre-sharl_bul_foto_13 (700x508, 112Kb)

Во-первых, его корпусная мебель, прежде всего шкафы, обычно лишена архитектонических элементов: боковых несущих опор, роль которых выполняют торцы боковых стенок, и горизонтальных несомых (нижней и верхней стенок). Это достигается за счет применения накладных дверей, которые, кстати, до Буля в мебельном деле не использовались. В результате корпусная мебель, изготовленная в королевской мануфактуре, почти всегда имеет простую прямоугольную форму.

andre-sharl_bul_foto_27 (700x616, 360Kb)

Большой шкаф, ок. 1710. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

andre-sharl_bul_foto_18 (547x700, 272Kb)

Гардероб. Ок. 1700. Дуб, эбеновое дерево, панцирь черепахи. Замки и петли оловянные с позолотой

Во-вторых, Буль не боится оставлять фасады мебели плоскими, что для мебельщиков того времени было нехарактерно.

Дело в том, что в барокко (да, в общем, и до барокко) художественная ценность вещи была неразрывно связана с работой над ней. Простая гладкая поверхность, без резьбы, накладных деталей или облицовки, воспринималась как необработанная и была недопустима. Только в эпоху Классицизма положение меняется, и плоскость становится самостоятельным средством художественной выразительности. Мастера начинают использовать большие поверхности со слабо выраженной фактурой древесины или даже совсем без фактуры (покрашенную и залакированную).

andre-sharl_bul_foto_31 (700x581, 180Kb)

Комод в стиле Людовика XIV, ок. 1710 года. Шпон ценных пород дерева, золоченые бронзовые накладки

Конечно, на такой радикализм Буль пойти просто не мог. Не будем забывать, что он на короля, и его мебель по определению должна быть роскошной. По этой причине в ней остается много барочных элементов, выражаемых в обильной и сложной декоративной отделке поверхностей изделий. Но – Андре-Шарль Буль впервые делает ее абсолютно плоской.

andre-sharl_bul_foto_26 (442x700, 50Kb)

Стол, 1690-1700, Художественный музей Карнеги, Питсбург, штат Пенсильвания, США

Он работает в технике интарсии и маркетри, и нарушает общую плоскость фасадов только небольшими вставками из латуни (обычно это рельефные фигурки или головы мифологических персонажей, а также узкий латунный профиль обрамлений на створках). Для его времени это было весьма смелое решение.

bul_vitrina_dlya_posudy (310x700, 114Kb)

А.-Ш. Буль. Витрина для посуды

Узоры, используемые Булем, тоже нетипичны. Очевидно, трехлетние обучение у фламандских мастеров не пошло зря – в декоре мебели преобладали натуралистично изображенные цветочные натюрморты, чаще всего - вазы с тюльпанами, розами и жасмином.

andre-sharl_bul_foto_33 (453x700, 54Kb)

Стол. (От 1680 до 1690). Калифорния Дворец Почетного легиона

andre-sharl_bul_foto_34 (482x700, 152Kb)

andre-sharl_bul_foto_7 (551x538, 45Kb)

Интарсия по мебели, выполненная А.-Ш. Булем

Но с середины 80-х годов XVII века, когда меблировка Версаля уже в основном завершена, сюжеты декора резко меняются. В композициях появляется много мелких и сложных деталей, они превращаются почти в арабески! Меняется и техника декорирования – в этот период Буль приходит к технике маркетри, впоследствии названной в его честь – «маркетри Буля». О ней мы еще расскажем подробнее.

andre-sharl_bul_foto_28 (670x700, 149Kb)

Стол. Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес

andre-sharl_bul_foto_30 (452x700, 74Kb)

Гардероб с часами, 1715г. Черное дерево с инкрустацией, высота 302 см. Собрание Уоллес, Лондон

andre-sharl_bul_foto_4 (525x700, 134Kb)

Узоры, используемые А.-Ш. Булем в декорировании мебели

Наконец, в-третьих, Андре-Шарль Буль был одним из первых, кто не просто делал мебель – а меблировал комнату. Он привязывал каждое изделие к конкретному интерьеру, и свободно менял конструктивные особенности мебели, чтобы она смотрелась гармонично.

Именно по этой причине барочные элементы мебели, изготовленной для Версаля, выражены в наименьшей степени по сравнению с другими работами Буля. Версаль был построен уже по канонам классицизма, а целостные и ритмичные классические интерьеры плохо сочетались с самодостаточной и замкнутой в себе барочной мебелью, становившейся как бы архитектурой второго порядка.

Кстати, мебель Буля многим кажется чрезмерно статичной и вычурной лишь потому, что мы видим ее в музеях и залах дворцов, а на самом деле она предназначалась в основном для личных помещений, спален и кабинетов – сравнительно небольших комнат с богатым убранством, шелковыми обоями и т.д. В таких интерьерых мебель Буля смотрелась весьма гармонично.

andre-sharl_bul_foto_20 (700x525, 223Kb)

Большая гостиная, меблированная А.-Ш. Булем. Собрание Уоллеса, Лондон

Boulle marquetry и другие техники декорирования

Мы уже упоминали, что Андре-Шарль Буль использовал для декорирования мебели интарсию и маркетри.

Напомним, что интарсия – известная со времён Древнего Египта техника инкрустации деревом по дереву. Для изготовления интарсии из тонких полосок разных сортов древесины склеивают необходимый рисунок и вкладывают в соответствующую нишу на поверхности украшаемого предмет, после чего поверхность тщательно полируется.

Маркетри – сочетание интарсии и облицовывания, т.е. наклеивания набранного узора на украшаемую поверхность. Эта техника в Европе появилась значительно позже, во 2-й половине 16 века, после изобретения станка для производства пиленого шпона.

instrumenty_dlya_raboty_so_shponom (700x490, 96Kb)

Лобзик и станок для производства пиленого шпона. XVII век

Но именно Андре-Шарль Буль усовершенствовал технологию маркетри и довел ее до абсолютного совершенства.

andre-sharl_bul_foto_19 (561x700, 54Kb)

andre-sharl_bul_foto_25 (700x677, 276Kb)

andre-sharl_bul_foto_10 (700x488, 478Kb)

andre-sharl_bul_foto_12 (700x637, 93Kb)

Главным нововведением Буля было использование, помимо дерева, дополнительных материалов среди которых: цветные металлы, перламутр, слоновая кость, и, в первую очередь, черепаший панцирь.

Технология работы была следующей.

Панцирь размягчали в горячей воде и под прессом придавали ему нужную форму. Затем полировали, иногда подкрашивали для придания определенного оттенка, после чего нарезали на пластины нужного размера.

Черепаховые пластины складывали с тонкой металлической пластиной, обычно латунной или из сплава олова, и укладывали между двумя листами дерева. Все слои между собой склеивались, после чего распиливались (сразу все) по нанесенному на верхний слой рисунку. Таким образом, после разделения слоев получались сразу два набора для одного и того же узора маркетри: латунные фрагменты укладывали на черепаховый фон, получивший название «premiere-partie, а черепаховые фрагменты - на латунный фон, образуя зеркальный по контрасту contre-partie.

Кстати, по этой причине мебель, украшенная в технике «Буль», часто выполнялась в парных экземплярах.

andre-sharl_bul_foto_16 (700x495, 61Kb)

Парные ларцы для ценностей. Маркетри Буля с использованием позолоченной бронзы

После наложения узора на декорируемую поверхность, латунные участки подвергались дополнительной гравировке – это позволяло достичь детализации и эффекта глубины. Затем вся поверхность протиралась акульей кожей (по фактуре она напоминает наждачную бумагу) и полировалась смесью угля и масла (этот состав заполнял выгравированные углубления, делая рисунок более выразительным).

Такой способ декорирования приобрел огромную популярность, вытеснив классические маркетри и интарсию, и был впоследствии назван в честь своего автора – «маркетри Буля» (Boulle marquetry).

andre-sharl_bul_foto_32 (671x700, 172Kb)

Секретер с откидной крышкой. Изготовлен Булем в 1710 году, восстановлен в 1770-1775 гг французским краснодеревщиком, реставратором художественной мебели Хэтьенном Левассером.

andre-sharl_bul_foto_29 (700x407, 86Kb)

Кабинет, Версаль, 1700

В декорировании мебели Буль также широко использовал технику пике. Для этого в просверленные отверстия вертикально вставляли отрезки нагретой золотой или серебряной проволоки, после чего излишки спиливали, а поверхность полировали. Получался кружевной узор из золотых точек.

andre-sharl_bul_foto_37 (540x700, 90Kb)

В качестве завершающего штриха мебель обычно украшали рельефными накладками из позолоченной и гравированной бронзы (ormolu). Это делалось не только для красоты, но и для защиты уязвимых частей мебели (замков, краев, ножек) от механических повреждений. Кстати, такие бронзовые накладки – тоже нововведение Буля.

andre-sharl_bul_foto_35 (700x557, 299Kb)

Комод , 1710г 87.6 x 128.3 x 62.9 см , Музей Метрополитен, Нью-Йорк

andre-sharl_bul_foto_21 (489x700, 136Kb)

Кабинет в стиле Людовика XIV, ок. 1680

В заключение хочется отметить, что понятие «мебель в стиле Буль» уже при жизни Андре перестала обозначать только авторство изделий. Во-первых, потому что сам Андре-Шарль был руководителем мануфактуры, но далеко не единственным «дизайнером» изделий, подававшихся короля под его именем (сам он занимался преимущественно шкафами и комодами). Во-вторых, потому что с ростом популярности у него появилось множество подражателей и имитаторов, в том числе вполне талантливых.

«Мебель Буль», «декор Буль», «интерьеры Буль» - в XVIIвеке это целое явление в прикладном искусстве или, если угодно, самый настоящий бренд, под которым продавались самые дорогие, эксклюзивные предметы мебели и интерьера. Даже в наши дни мебель в стиле Буль пользуется хорошим спросом, а имя знаменитого мебельщика активно эксплуатируется фирмами-производителями.

andre-sharl_bul_foto_24 (600x604, 90Kb)

Комод для гостиной ANGELO MONZIO. Стиль Буль, пр-во MONZIO, Италия

Мы надеемся, что вы получили настоящее эстетическое удовольствие от знакомства с творчеством непревзойденного французского мастера.

Источник

Картина дня

наверх