Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (3[15] мая1848, Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля1926, Москва, СССР) — российский и советскийхудожник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Учился в Вятском духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва.
С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1875). Получал серебряные медали ИАХ: две малые (1869) и большую (1870).
В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
По окончании Вятской духовной семинарии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
Член Абрамцевского художественного кружка.
В 1893 году стал действительным членом Академии художеств.
После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
В 1912 году ему было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
В его творчестве ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое:
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)«Алёнушка» (1881)«Витязь на распутье» (1882)«Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)«Богатыри» (1881—1898)В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киевеи в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне[8]). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии[9].
Сотрудничал с М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и другими.
В 1914 году его рисунок был использован для марки добровольного сбора жертвам Первой мировой войны, выпущенной Московским городским общественным управлением.
После Октябрьской революции продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и «Кощей Бессмертный».
Картины Васнецова
Единородный сын Слово Божие | Три царевны подземного царства | Иван-царевич на Сером Волке | Царь Иван Васильевич Грозный |
После побоища Игоря Святославича с половцами | С квартиры на квартиру | Витязь на распутье | Сирин и Алконост |
Несмеяна-царевна | Военная телеграмма | Книжная лавочка | Богоматерь с младенцем |
Христос Вседержитель | Нестор-летописец | Богатырский галоп | Царевна-Лягушка |
Гамаюн Бог Саваоф | Преферанс Снегурочка | Три богатыря Аленушка | Богатырь Ковер-самолет |
О каждой из представленных картин мы расскажем более подробно в последующих выпусках.
Свежие комментарии