"Я повсюду бросала перчатку сильному полу и доказала, как мало права имеют мужчины на моральное превосходство над нами, женщинами. Я показала женщинам, что если бы они умело пользовались слабостью мужчин, то их перестали бы называть слабым полом.
Не грех употребить тщеславие и самонадеянность мужчин себе во благо. Репутация женщины часто не что иное, как эхо мужской злобы. Мужчины охотно видят женщину слабой и дурной, пускаясь в ханжеское морализаторство за ее спиной. У вас нет права судить о добродетели женщины, пока вы не станете строже по отношению к самим себе!" (Лола Монтес, 1849 г.)
Лола Монтес, дагерротип 1851 г.
В Нью-Йорке, на историческом кладбище Грин-Вуд стоит скромное серое надгробие, на котором высечено ничем не примечательное имя: Элиза Джилберт. Эта женщина под именем Марии Долорес де Поррис-и-Монтес и графини Мари фон Ландсфельд в сороковые годы девятнадцатого века сводила с ума самых известных, талантливых и богатых мужчин Европы.
Лола Монтес, графиня Ландсфельдская, литография Проспера Гийома Дартигонава
Жизнь Элизабет Розанны Джилберт, родившейся 17 февраля 1821 г. в Грэйндже (ирландское графство Слайго) и умершей 17 января 1861 г. в Нью-Йорке, была словно создана для сюжета закрученного приключенческого романа. За неполных сорок лет эта женщина успела пожить на четырех континентах, три раза выйти замуж, побывать возлюбленной Дюма-отца, Бальзака, Листа и Людвига I Баварского, послужить причиной дуэли со смертельным исходом, закрытия университета и революции, поработать танцовщицей, актрисой, сказительницей и писательницей, и, наконец, стать примерной и раскаявшейся христианкой.
Портрет Лолы Монтес, Йозеф Карл Штилер, Галерея красавиц в Нимфенбурге
В двухлетнем возрасте она очутилась в Индии, куда направили служить ее отца, офицера английской армии. Когда ей было пять лет, родная мать решила избавиться от непослушного и озорного ребенка и отправила девочку на корабле в Англию, к родственникам своего нового мужа. Пожив у родственников и поучившись в пансионе, в 16 лет она вышла замуж за молодого офицера по фамилии Джеймс и уехала с ним в Калькутту. В Индии она училась танцам у девадаси, храмовых танцовщиц, и закрутила роман с юным лордом Ленноксом. Когда срок службы лорда подошел к концу, Элиза отправилась вместе с ним в Англию. Разгневанный муж начал бракоразводный процесс. Не получив развода, Элиза уехала в Испанию, где продолжила обучение танцам и придумала себе новые испанские образ и имя.
В 1843 году в Лондоне на сцене Королевского театра состоялся дебют танцовщицы Лолы Монтес. Ее выступления каждый раз производили фурор, ее засыпали цветами, пока в один прекрасный вечер кто-то не крикнул из зала: «Да это же Бетти Джеймс!» Лоле пришлось спешно покинуть Лондон и отправиться в поисках счастья на контитент.
Там, где появлялась Лола, вспыхивали скандалы и бушевали страсти. В Берлине она отхлестала плетью жандарма. В Петербурге, выступая на сцене, сняла и бросила в публику свою подвязку. В Дрездене закрутила роман с Ференцем Листом. В Париже из-за нее погиб на дуэли ее любовник, критик и журналист Александр Дюжарье, причем Лола рвалась драться на дуэли вместо него.
После скандала, связанного с последствиями дуэли, Лола вынужденно покинула Париж и отправилась завоевывать Баварское королевство. В октябре 1846 года она прибыла в Мюнхен и добилась аудиенции у короля Людвига I. Шестидесятилетный монарх без памяти влюбился в очаровательную и темпераментную танцовщицу и тут же сделал ее своей фавориткой. В доказательство своей любви и преданности король подарил Лоле дворец в центре Мюнхена, назначил содержание, вначале вдвое, а потом и вчетверо превышавшее тогдашнее жалование министра, заваливал драгоценностями, заказал ее портрет художнику Йозефу Карлу Штилеру для Галереи красавиц. Но Лола не могла довольствоваться положением обычной содержанки.
Людвиг I Баварский, портрет Йозефа Карла Штилера, 1826 г.
Она продолжала доказывaть своим поведением, взрывавшим традиционные представления о приличиях, что женщины имеют право вести себя так же, как и мужчины. Она разгуливала по улицам Мюнхена в мужском костюме, с сигаретой и хлыстом, который то и дело пускала в дело. Она вступила в традиционно мужское студенческое объединение. Когда король в театре входил в ее ложу, она оставалась сидеть, что было неслыханной дерзостью как для женщины, так и для мужчины. Все это не могло не вызывать возмущения населения и правительства, но король на все закрывал глаза. Впрочем, бедному Людвигу тоже не раз доставалось от своенравной любовницы. Однажды, во время ссоры, Лола швырнула в огонь жемчужное ожерелье, подаренное ей королем (этот эпизод нашел позднейшее отражение в романе Достоевского «Идиот»).
Карикатура на баварские волнения - Лола в окружении студентов, перед ней на коленях - король Людвиг.
В начале 1847 года влюбленный король предоставил Лоле баварское гражданство и подарил ей титул графини фон Ландсфельд, проигнорировав протесты кабинета министров. Возмущенные министры подали в полном составе в отставку. В марте наиболее критически настроенные студенты устроили у дворца Лолы манифестацию. В окна полетели камни. Лола не растерялась — она вышла на балкон с бокалом шампанского и провозгласила тост за своих баварских подданных. В ответ на студенческие выступления король приказал просто-напросто закрыть университет до начала следующего семестра. В феврале 1848 года протесты вспыхнули вновь с такой силой, что Лоле пришлось покинуть Баварию, а король отрекся от престола.
Карикатура "Падение ангела", баварский памфлет 1848 г. Лола низвергается с небес
Влюбленный Людвиг I заказал ваятелю Йохану Лебу мраморную скульптуру, изображавшую стопу Лолы. Король хранил эту стопу как драгоценность, покрывая ее поцелуями, если оригинал был недоступен.
Стопа Лолы
По свидетельству современников, эта изящная мраморная ножка мало походила на свой оригинал — сам Леб признавал, что изготовил свою скульптуру по образцу стопы Венеры Милосской. Настоящая ступня Лолы была деформирована и почти изувечена из-за ношения слишком узких туфелек и постоянных нагрузок во время танцев, и покрыта мозолями и ороговевшей кожей.
Лола Монтес. Дагерротип 1851 г.
Покинув Баварию, Лола едет в Женеву, затем в Париж и Лондон. Людвиг, удалившийся в свой горный замок, не забывший свою великую любовь, продолжал слать ей письма и деньги. В 1849 году Лола снова выходит замуж и публикует мемуары, подводя тем самым итог своей европейской карьере. Она попадает в тюрьму за двоемужество, так как ее первый брак все еще не был официально расторгнут, а потом, освободившись под залог, снова уезжает в Париж.
Фортуна отвернулась от темпераментной танцовщицы: ее бросил корыстный любовник, а концерты уже не вызывали такого ажиотажа. Но Лола была не из тех, кто сдается и надолго впадает в уныние. Она решила отправиться искать счастья на Новый континент.
В 1851 году Лола прибыла в Нью-Йорк и снова начала выступать. В 1852 году она создала мюзикл «Лола Монтес в Баварии», в котором играла саму себя, разъезжала с гастролями по Восточному побережью, затем отправилась в Сан-Франциско. В 1853 году Лола снова выходит замуж, на этот раз за журналиста, и снова брак оказывается очень недолговечным. Она живет в калифорнийском городке Грасс Вэлли, центре золотодобычи.
Карикатура - Лола Монтес отбывает в Америку
В 1855 году авантюристка отправляется на гастроли в Авcтралию, где выступает перед одичалыми золотодобытчиками на грубо сколоченных подмостках, а ее очередной любовник и импрессарио дежурит рядом с заряженным пистолетом в руках. Заработав денег, она возвращается в Нью-Йорк, посещает Европу, встречается со своей матерью и снова возвращается в Америку.
Ее основным источником доходов становятся публичные чтения, доклады и книги. В 1858 году выходят ее книги «Искусство красоты» и «Истории любви».
Обложка автобиографии Лолы
Лола становится прилежной христианкой, усердно посещает богослужения методистов и помогает «падшим» женщинам. Летом 1860 года она переносит инсульт, а под Рождество заболевает воспалением легких. Она умерла за месяц до своего сорокалетия и похоронена в Бруклине.
Лола Монтес не была забыта. Еще при жизни она стала героиней множества легенд, а после смерти воплотилась в персонажах литературы и кино. Лулу из драмы Франка Ведекинда, танцовщица Лола-Лола из «Голубого ангела» Джозефа фон Штернберга, чей образ блистательно воплотила Марлен Дитрих, наконец, набоковская Лолита — все они несут в себе черты мнимой испанки. Все это женщины-демоны, посланные в мир, чтобы сводить с ума и губить мужчин. Конечно, настоящая Лола не была демоном, но ее строптивый нрав и не знающий удержу эгоизм принесли немало бед ей самой и всем, кто оказался на ее пути.
Свежие комментарии