На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...
  • Ольга Денисова
    скажите, а вот такую котельную, как тут на фоот с кафелем - https://amikta.ru/portfolio/otoplenie-pos-leninskoe можно...Идеи для дома: кр...

БЫЛИННАЯ СЕРИЯ. О богатырях, былинах и русском эпосе (обзор)

Весь курс за 5 минут

https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/2242/content_5min.jpg

Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Святогор»

Былины не крестьянский, а городской жанр

Несмотря на то что большинство русских былин записаны в деревнях Русского Севера, исследователи убеждены, что создавались былины в городах. Доказательств тому множество: не существует «северных» (печорских, беломорских и прочих) богатырей, вся география былин привязана к Киеву и Новгороду. Действие часто разворачивается в городском пространстве, где есть улочки и переулочки, мостовые, княжеские терема и так далее. Наконец, вся их тематика связана с жизнью городской аристократии, в среде которой, видимо, былины и создавались.

Открытие былин — заслуга ссыльного выпускника Московского университета

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg

Павел Рыбников, выпускник Московского университета, которого сослали в Петрозаводск за то, что он подозрительно часто ездил к старообрядцам (на самом деле он изучал их культуру), первым в середине XIX века записал в северных деревнях живой русский эпос, который считали давно умершим и утерянным.

Богатыри не самые приятные люди

Неуправляемые, мнительные, лживые, мстительные, сильно пьющие. Образ положительного героя по сказаниям о похождениях богатырей выстроить непросто, равно как и отличить по поступкам былинного героя от злодея. Впрочем, богатыри встречались очень разные.

Владимир Красное Солнышко ничем не лучше

https://cdn-st4.rtr-vesti.ru/vh/pictures/b/674/934.jpg

Образ реального князя Владимира Святославича в былинах довольно жалкий: он жаден, завистлив, коварен, унижается перед богатырями, бездельничает и все время пьет.

Былины не так-то просто понять

По крайней мере если читать их без примечаний и толкований. Что такое баса? Жуковинье? Играшка? Пабедье? И даже знакомые вроде бы слова несут совсем другой смысл: «ягодица» — это щека, «кошка» — песчаная отмель, «дрова» — подарки, а «мост» — деревянный пол в избе.

Сами сказители слово «былина» не употребляли

Оно было введено исследователями в 1840-х годах. По всей видимости, термин — результат неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» («былинамь» здесь — это то, что на самом деле было). Сказители говорили «старины» или «старинки».

У Одиссея и Ильи Муромца, возможно, есть общий предок

https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/picture/1064/gallery_picture-3108a790-91a1-4eed-9cba-399a9376d02e.jpg

Некоторые исследователи полагают, что когда-то существовал общий, индоевропейский праэпос — то есть у «Илиады», «Одиссеи», «Махабхараты», «Рамаяны», «Беовульфа» и наших былин один и тот же источник. Впрочем, с этим согласны не все ученые.

Ярилу, Леля и других якобы древних славянских богов выдумали отечественные писатели в XVIII веке

Молодой империи нужна была своя античность — истории про легендарных правителей, свой пантеон богов, — и русские писатели активно принялись ее искать, многое придумывая по ходу дела. Некоторые из божеств возникли из непонимания или ошибок переводчиков.

Былина — это не исторический жанр, искать в ней отражение реальных исторических событий не стоит

Велик соблазн вычитывать из былин подробности Крещения Руси и жизни реально существовавшего Владимира Красное Солнышко. Многие отечественные ученые занимались тем, что искали соответствия — существует целая историческая школа. На самом деле эпос живет по другим законам, а похожие сюжеты встречаются в мифах и сказаниях совершенно иных народов.

У былин нет автора (но не все так просто)

https://www.culture.ru/storage/images/3f22e6bff27ce2562e68ecaff94126ec/80e8108fe7e149d42f024f137f3a691c.jpg

Разумеется, всегда должен быть кто-то, кто придумает первую былину, песню или частушку. Но прежде чем чья-то выдумка войдет в эпический канон, должна сработать так называемая предварительная цензура коллектива.

Чтобы стать сказителем, нужно родиться в правильном месте, уметь импровизировать и иметь хорошую память

Русские сказители были способны исполнять по памяти длиннейшие былины, импровизируя на ходу. Плохого сказителя могли и побить. Научиться этому сложно, но можно.

Любовь в былине обыкновенно трагическая

Богатырям редко удается счастливо жениться, а любовные истории в былинах почти всегда трагические и кровавые: неверным женам отрубают руки, ноги и губы или разрывают их, привязав к коням, детей вырезают из чрева. Почему это так — вопрос открытый. Возможно, это связано с отношением к женщинам в церковной культуре Руси.

Присушить парня — проще простого

Рецепты брались из былин и этнографических экспедиций.

Святого Илии Печерского никогда не существовало

https://cdni.rt.com/russian/images/2017.01/article/58774e00c46188ab4d8b45f5.jpg

Илья Муромец — типичный былинный герой, в реальное существование которого сейчас очень многие верят. Особенно после канонизации Православной церковью некоего Илии Печерского, житие которого полностью построено на биографии Ильи Муромца.

Богатыри в русской живописи появились благодаря импрессионистам

Илья Репин съездил в 1874 году в Париж на первую крупную выставку импрессионистов, возмутился (техника неплоха, но смысла никакого) и написал своего «Садко». Вслед за ним за дело взялись Поленов, Васнецов, Врубель, Рябушкин — и пошло-поехало.

Заодно Васнецов и Кустодиев придумали буденовку

https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/material/512/preview_square_preview_picture-196df728-863a-4a6a-8721-4b1ffebbfad5.jpg

Вдохновлена она ерихонкой — средневековым шлемом, частью доспехов русских воинов.

Советская власть пыталась создавать былины о Сталине и папанинцах

В начале XX века сказители были еще довольно популярны и собирали полные залы. Советская власть попыталась воспользоваться их популярностью: по ее заказу деревенские сказители начали сочинять так называемые новины — про Ленина, Сталина и прочих политических деятелей. Новины не прижились, но остались в истории пропаганды.

Популярность пошла на пользу не всем сказителям

В конце XIX века в Москве и Петербурге возникла мода на народную поэзию. Деревенским сказителям стали устраивать турне по городам, их записывали на пластинки и возили на частные мероприятия. Многим это изменило всю жизнь.

Источник

Читайте об этом в следующей статье.

Картина дня

наверх