На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Испанский след кельтской богини

Эту каменную богиню из Великобритании считают кельтской. Англичане называют ее Бригантией, хотя и озадачены ее обликом. Нам не менее странно видеть эту "половецкую бабу" на краю мира. Сделана она из гнейса - это горная порода, состоящая из минеральных зерен грубого кварца или полевого шпата. Из этого же камня вытесаны мегалиты Калланиша, древнего культового места в Шотландии на острове Люьюис архипелага Внешние Гибриды. Ученые полагают, что идол сделан в более поздний период, чем мегалитический памятник.

У бабы Бригантии большая голова с характерными круглыми глазами и вертикальными полосками на губах, тело изображено примитивно. Датируют ее 2-3 веками н.э., высота 64 см. Подобные идолы стоят по всей Евразии, у нас их называют бабами или балбалами и связывают, в основном, с культурой кочевых племен. Однако они появляются в самых неожиданных местах и история начинает приобретать почти детективный сюжет.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cc/Callanish.jpg

Калланиш - это древний мегалитический комплекс такого же типа как и Стоунхэндж и Эйвбери, несколько поменьше, но тоже очень впечатляющий. Мегалиты установлены во времена неолита - датируют их 3 тыс. до н.э., но есть и другие версии, считается, что в более раннее время здесь тоже находилось святилище. 13 вертикальных групп камней и монументов образуют круг диаметром 13 метров, высота камней в среднем 4 метра. Вырублены из местного гнейса острова Льюис. Во времена бронзового века святилище было разграблено и засеяно зерном, затем местность превратилась в торфяник.

Статуя друида или барда с лирой, латенская культура, найдена при раскопках крепости Paule (у наших балбалов тоже встречается музыкальный инструмент наподобие балалайки)

Идол-Янус

Миграции кочевников из Азии в Европу, по всей видимости, начались очень давно, многие ученые связывают их с миграцией индоевропейцев, котоая началась примерно в 3 тысячелетии до н.э. (версии сильно расходятся). Связаны эти переселения с транспортной революцией - индоевропейцы изобрели колесо и одомашнили лошадь, все это Древней Европе было неизвестно. Единой точки зрения нет, среди теорий - "курганная гипотеза" Марии Гимбутас. Она предполагает, что прародина индоевропейцев находится в волжских и причерноморских степях (ямная культура). В соответствии с лингвистической гипотезой Т.В.Гамкрелидзе и В.В.Иванова, которые отнесли хеттский язык к праиндоевропейскому, прародиной мог быть регион, включающий Турцию.

Находят этих баб, или, как их еще называли, "тмутараканских истуканов", в степной полосе России, на востоке Украины, в Южной Сибири, Азербайджане, Средней Азии, Монголии и т.д.

О каменных бабах писал Н.И. Веселовский в своей работе Современное состояние вопроса о "Каменных бабах" или "Балбалах" (1915), он немало усилий приложил и к сохранению этих памятников. Веселовский цитирует такой документ - ответ на царский циркуляр с требованием сохранять такие памятники:

"...И.д. таганрогского градоначальника писал: «В селениях Мариупольского округа Мангуше, Ялте, Камаре, Улакли, Константинополе и Кургане, находились во многом количестве на могилах или курганах каменные изваяния, называемые в простонародии бабами (по-татарски: Мамаи) с обличием нынешних башкир; во время же проезда, по полуденной России в 1818 г., блаженной памяти императора Александра 1, все мамаи были сняты с курганов и отвезены на почтовую дорогу, ведомства мариупольского греческого суда, где расставлены вместо дорожных знаков, а когда устроены по большой дороге кирпичные знаки, то мамаи зарыты в землю. При селениях: Малом Янисоли и Новой Каракубе, тоже находились в большом количестве каменные бабы, но в первом из этих селений в 1779 г., а в последнем в 1808 годах, все свезены в те селения на фундамент под церкви..."

Вывод о происхождении каменных баба или балбалов, сделанный Н.И.Веселовским таков:

"Загадка, какою являлся для нас вопрос о каменных бабах, теперь разъяснилась. Мы узнали уже бесповоротно, что эти статуи принадлежали народу турецкому в период его шаманского верования, что они назывались балбалами и изображали избранного..., которого затем хоронили с сложною обрядностью и с установкою могильных камней". Назначение фигур с сосудами, по мнению археолога - прислуживать покойному в другом мире.

И приведу еще одну большую цитату из Веселовского, где он описывает женского балбала:

"У некоторых женских статуй с передних волос идёт через висок к серге особая косичка или прядь волос, резко отделяющаяся от общей причёски... возможно, это металлическая цепочка, протянутая с верху головы к серёжке. Такое украшение удержалось у калмычек и теперь. Очень отчётливо сохранилась эта цепочка у каменной бабы в Имп. Рус. Истор. Музее. Подобные же цепочки находятся и у одесских каменных баб, как по правому виску, так по левому.

До сих пор, кажется, не было ещё объяснено женское нагрудное украшение в виде продолговатой четыреугольной коробочки, ромба или цилиндра. Мне, при раскопке курганов в Кубанской области, приходилось находить эти, обыкновенно серебряные, предметы в большом количестве в женских погребениях XIV-XV столетий после P.X. Форма этих украшений чрезвычайно разнообразна; одна из них имеет вид четыреугольного плоского футляра, другие — цилиндрического игольника, третьи — якоря и т.д. В цилиндрических я находил двойную металлическую иглу в виде шпильки, обмотанную шёлковою тканью со следами чёрной краски на концах. Ясно, что это туалетная принадлежность для сюрмения бровей. В других коробочках могли заключаться амулеты, очень распространённые у восточных женщин. Эти футляры можно видеть на многих женских статуях.

Женские головные уборы каменных баб сохранились у тюркских кочевых народов и по настоящее время. Так, низкая повязка из фаты с распущенным на спине одним или двумя концами (жаулык) существует у казак-киргизов и является принадлежностью замужних женщин. Что же касается высокого колпака, то и он не исчез из современного обихода у кочевых тюркских народов. По-видимому, это есть девичий колпак или, быть может, парадный женский наряд — саукелэ. Последний походит на мужской колпак с полями...

Встречаются статуи простые, без каких-либо подробностей наряда, другие отличаются сложными головными уборами и обилием украшений, состоящих у женщин из серёг, ожерелей, браслетов, нагрудных коробочек и предметов домашнего обихода: мешочка (каптарга), гребёнки, ножа; а у мущин видим хорошо отделанный шлем, панцырь, саблю, лук в чехле, колчан со стрелами".

Статуи на всех иллюстрациях из статьи Веселовского, приведенные здесь, хранились в Историческом музее в Москве.

На первой фотографии - парадный женский наряд - саукела, на второй - низкая повязка из фаты с распущенными на спине одним или двумя концами (жаулык) у казак-киргизов, принадлежность замужних женщин.

Н.И.Веселовский, на работу которого я ссылалаюсь, русский археолог, востоковед второй половины 19 - начала 20 века, особенно известный тем, что раскопал Келермесские курганы, Майкопский курган и курган Солоха, вел раскопки в Самарканде, исследователь истории и археологии Средней Азии.

По одной из распространенных версий кельтские миграции на территорию нынешней Испании довольно поздние, кельты шли туда транзитом через уже заселенную кельтами же Галлию (нынешнюю Францию), туда же уходили племена, вытесненные оттуда кельтами. Одни кельты отправились на нынешние Британские острова, другие в Испанию, Португалию и т.д. - ничего удивительного в этом нет. Однако исследователи чаще отмечают финикийское и даже карфагенское влияние. К примеру, дама из Эльче ассоциируется скорее с Танит, карфагенской богиней, которой поклонялись пуническое (карфагенские) иберы. Но ведь одно другому не мешает.

Дама из Серро-де-лос-Сантос (Dama del los Santos) или Dama Oferente, последнее имя, вероятно, переводится в духе "Дама, приносящая жертву", или "Подательница". Иберийская скульптура 3-2 вв до н.э., Национальный археологический музей, Мадрид, Испания. Известняк, Монтеалегре дель Кастильо, Альбасете. Прижимает к утробе чашу с жертвенными возлияниями. Т-образная фибула держит тунику, 3 ожерелья, на голове диадема, серьги, 5 колец на руках. Исследователи на ее примере доказывают участие женщин аристократок в религиозных культах иберийцев, то есть предполагается, что это не богиня, а просто женщина. В случае с дамой из Эльче это как раз более чем реально - бюст дамы одновременно является местом для хранения урны с прахом. На женщине видно богатое одеяние и украшения. Все иберийские скульптуры такого рода были полихромными - то есть раскрашенными.

Дама из Эльче - шедевр древнего иберийского искусства, найдена в 1897 г. в Ла-Алькудия-де-Эльче. Это бюст из песчаника в натуральную величину. Дама одета в две туники, верхняя застегнута испанской фибулой.

Головной убор отделан драгоценными украшениями, состоит из диадемы в виде линии из цветов. По бокам большие диски. Среди украшений три нити ожерелий с медальонами-амулетами. Губы и одежда сохранили следы красной краски. Скульптура была выкуплена для Лувра, затем возвращена в Испанию. Хранилась в музее Прадо (Мадрид), сейчас в Национальном археологическом музее. Высота 56 см, диаметр "колес" 19,5 см.

Дама из Гвардамара (La Dama de Guardamar) более ранняя, чем из Эльче, обнаружена в ходе археологических раскопок в Аликанте, Испания. Диадема, полоска ткани соединяет "колеса", мантия. На груди несколько ожерелий, над ожерельями с амулетами 2 ожерелья из бусин. Использованы три вида бус - сферические, в форме оливок и плоские. Скорее всего бусины сделаны из стеклянной пасты, поскольку они часто встречаются при раскопках в Лусентуме (Аликанте).

Реконструкция памятника Дамы из Эльче в полный рост

Дама из Эльче - одна из самых загадочных статуй, отчасти из-за своих "височных колес", вокруг нее не утихают споры и выдвигаются самые фантастические версии. Например, что происходит она из легендарного затерянного города Тартесуса, завоеваного карфагенянами 2,5 тысяч лет назад. Народ смущает солярный символ и удивляет тот факт, что подобное височное украшение встречается у незамужних женщин индейцев хопи. Я бы подумала, что все дело в том, что колесо в кельтской символике занимало особое место и его решили использовать таким образом. Ну и, конечно, божественное спокойствие дамы производит впечатление.

По интернету ходит изображение этого медальона, найденного в США, в штате Юта, скорее всего мистификация.

Впрочем, по другой версии, американская находка - ни что иное, как памятная медаль, сделанная во Франции и посвященная леди Эльче. Однако мысль о колесе многим приходит в голову - на фото буддийское/индусское колесо Дхармачакра.

Статую разобрали буквально на атомы, она в Испании и на деньгах, и на марках, много пародийных изображений - в наушниках и т.д.

А.Л.Монгайт "Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века" (1973) на основании сохранившихся иберийских памятников так описывает внешний вид, одежду и украшения древних иберов": "Они были темноволосыми...Их одежда (под влиянием греческой и финикийской моды) состояла из туники, стянутой в талии поясом, широкого плаща, сандалий из кожи или тростника. Ткани для одежды часто бывают вышиты или украшены аппликациями. Склонность к украшениям у иберских женщин была очень сильна. Предпочтение отдавали вычурным, «барочным» формам. Женщины носили сложные высокие прически и головные уборы в виде тюрбана, конической тиары, диадемы, плетеные ленты и т. п. Особенно сложная и богатая диадема изображена на знаменитой «Даме из Эльче»: огромные боковые диски диадемы, в которые, очевидно, были убраны косы, изготовлены из металла и орнаментированы. Серьги большие и круглые, дисковидные, длинные — в виде падающей слезы, как правило, орнаментированы. Браслеты и наручи самых простых форм.

Иберы, подобно кельтам, носили торквесы, обычно сделанные из свернутой проволоки. Очень разнообразны ожерелья — это разноцветные ленты с круглыми подвесками, наборы ребристых полихромных бус из стеклянной пасты и шаровидных металлических бус и т. п. Разнообразны и украшения поясных пряжек и фибул. Наиболее распространены так называемые испанские кольцевидные фибулы. Они состоят из кольца, стержня и иглы. Большинство экземпляров представлено простейшей формой. Однако в ряде случаев она обогащена множеством дополнительных деталей и серебряной инкрустацией. В кельто-иберских областях встречаются фибулы, украшенные изображениями лошадок..."

Возвращаясь к дамам из Серро-де-лос-Сантос. Обнаружены они были в Монтеалегре-дель-Кастильо (Альбасете), где были найдены остатки иберийского храма доримского периода. Большое количество женских статуэток оказались наилучшим источником для получения сведений об одежде и внешнем облике местного населения. Испанские ученые считают, что женские фигурки изображают жриц, приносящих жертвы богам. Предполагается, что жрицами служили женщины высших сословий, которые, согласно ритуалу, после принесения жертвы сообщали жертвователю ответы на мучившие их вопросы - то есть занимались предсказаниями. Ученые усматривают связи с другими средиземноморскими культурами, в частности с кипрскими скульптурами богинь допиренейской эры 6-4 в. до н.э. Но, с другой стороны, с таким же успехом можно возвращаться по евразийским следам кельтов.

Серро-де-лос-Сантос, 3 век до н.э., Национальный археологический музей Испании. Статуэтка женщины в высоком остроконечном головном уборе с ритуальным сосудом

Две женщины держат в руках жертвенный сосуд

Вотивная (жертвенная) фигурка девочки с косами, предлагающая два круглых предмета. Круглые предметы, возможно, монеты, как и двух нижних.

Еще вотивные фигурки

Здесь видны зачатки височных колец, которые достигли у дамы из Эльче столь больших размеров, что даже ассоциируются с колесами. В руках, возможно, монеты.

Стандартный кельто-иберийский бронзовый конь, некрополь Нуманция (Numancia), Сория (Soria), Испания

Кельто-иберийская фибула, некрополь Нуманция, Сория, Испания

Необходимой частью одежды иберийцев, как и у кельтов, были фибулы, которые заменяли пуговицы и булавки. Распространены были фибулы в форме воинов на лошади, в числе шедевров - фибула из Кастро де Аргозело, муниципальный музей в Брегансе. У Дамы из Эльче воротник стянут испанской фибулой, характерной для V века.

Очень много иберийских фибул найдено в святилищах в в Деспольяперрос и Кастелляр де Сантистебан, очевидно фибулы использовались как жертвенные приношения. В иберийских святилищах дары, принесенные в жертву закапывали в землю, возле сятилищ находят огромное количество статуэток из металла, обожженой глины, фибул, булавок, оружия.

Ритуальные сосуды известны были и соседям кельтов - этрускам и римлянам. Бронзовый Лар с ритоном и патерой. Ритоны в форме рога имели отверстие в нижней части.

Бронзовая ручка ритуальной патеры в виде этрусской богини любви Тураны, держащей в руках флакон духов, 3-4 вв до н.э. Патера - неглубокая чаша, которую использовали для наливания жидкостей в ритуальных целях.

Задачи проследить все пути богинь с сосудами не ставлю, до сих пор в этом вопросе разброд и шатание, добавлю для сравнения статую Инанны (Иштар) из Мари. Насколько я знаю, в руках у статуи из храма Иштар в Ашуре, тоже был сосуд. Инанна из Мари - предположительно 1800 г до н.э. Спускаясь в подземный мир Инанна 7 раз снимала с себя одно из украшений - это головной убор, крупные серьги в ушах, ожерелье из синих камней (видимо, лазурит) на шее, камни-близнецы на плечах, золотые цилиндрические браслеты, потом нагрудное украшение и одеяние. В результате богиня осталась без своих волшебных украшений, которые давали ей силу, и оказалась без них в подземном мире полностью беспомощной.

Вишну стоит на пьедестале в виде лотоса, задняя правая рука показывает карана-мудру - мудру, уничтожающую зло, и держит четки, задняя левая рука держит раковину, передние руки держат патру (чашу). Кстати, в древности был популярен амулет в виде карана-мудры (коза, по-нашему). Он был очень распространен в Италии, где его называли corno (рога) или mano cornuto. Такие амулеты вешали на шею для защиты от злых сил.

Большое количество подобных богинь, которые встречаются по всему миру, восходят к культу богини земли, богини, подательницы молока, кормилицы людей. Ритуал поклонения ей включал жертву в виде возлияний. Древние богини сопровождали людей во время их миграций, за тысячи лет ритуалы и образ богини-матери изменялся, религии принимала все более сложные формы, ритуальные предметы становились все более искусными. Но суть остается прежней.

Источник

Картина дня

наверх