На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Буддизм древнего Китая

Буддизм древнего Китая

Оригинальное название буддизма — буддхадхарма (в переводе с санскрита — древнеиндийского языка — это означает «учение Будды»). Буддизм возник в древней Индии в VI в. до н. э. и прошёл длительный путь развития, превратившись в одну из мировых религий.

Основатель учения царевич Сарвартхасиддха (санскр. «исполнивший чаяния всех»), сокращённо Сиддхартха, был сыном правителя государства на севере Индии со столицей в Капилавасту (ныне на территории Непала). Родовое имя Сиддхартхи — Гаутама (санскр. «потомок Готамы») происходит от его легендарного предка — мудреца Готамы. Принадлежность царевича к арийскому племени шакьев отражена в его нарицательном имени — Шакьямуни (санскр. «подвижник из Шакьев»). В 29летнем возрасте Сиддхартха покинул дом и посвятил себя поиску пути, который освободит мир от страданий.

Под титулом Будда (санскр. «пробуждённый», «просветлённый») Сиддхартха предстал после того, как обрёл освобождение от сансары — «колеса перерождений» (вера в многократные рождения характерна для буддизма, как и для большинства индийских религий) и стал носителем совершенно ясного сознания, полностью раскрыл свою природу. Состояние освобождения, которого достиг Будда, — нирвана (санскр. «угасание») — определяется в буддизме как полное отсутствие страданий и пробуждение в том смысле, что человеку открывается Высшая Истина и он освобождается от спячки, в которой пребывают все остальные существа (корень «буд» в слове «Будда» тот же, что и в русском «будить»).

Большинство учёных считают, что Будда Шакьямуни реальная личность. Сверяя данные канонических буддийских текстов (первые века до новой эры) и исторических хроник ШриЛанки (создавались в течение I тысячелетия н. э.) с датировкой событий в эдиктах царя Ашоки (III в. до н. э.), исследователи пришли к выводу, что Шакьямуни жил, скорее всего, между 560 и 480 гг. до н. э. и принадлежал к варне кшатриев.

Будда отрицал систему варн (термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества). Он учил представителей всех социальных слоев и в своих проповедях говорил о проблемах общечеловеческих — страдании и способах его преодолеть. Страдание в буддизме выступает как синоним бытия. Суть буддизма выражена в «четырёх благородных истинах»: всякое существование есть страдание; у страдания есть причина; страдание может быть преодолено; существует путь преодоления этого страдания. Причиной страдания Будда считал неведение — оно толкает к совершению омрачённых поступков, ведущих к новым рождениям. «Преодоление» предполагает устранение неведения. Указываемый Буддой «восьмеричный благородный путь» и ведёт к достижению этого.

В Индии буддизм существовал с VI в. до н. э. по XIII в. н. э. в долине Ганга и примерно с III в. до н. э. по VII в. н. э. в долине Инда. К Х в. буддизм сохранялся главным образом в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к ХШ в. его влияние упало изза мусульманских завоеваний в одних частях страны и утверждения индуизма в остальных регионах Индии. Но религия распространилась в других странах.

В первоначальный период истории буддизма сформировались основные его направления и школы, появились тексты, ставшие затем каноническими, достигла расцвета монастырская учёность. Это был поистине золотой век буддизма.

Карта распространения Буддизма

Буддийская община

Будда впервые изложил своё учение в Оленьей роще близ города Бенареса (современный Варанаси) через семь недель после того, как достиг Пробуждения. С этой проповеди и началась учительская деятельность Шакьямуни, длившаяся 45 лет.

В сангхе — буддийской общине верующих, сложившейся к моменту ухода Будды из жизни, — состояло примерно 500 бауддха (санскр. «последователи Будды»). Они вместе с Буддой странствовали по Индии.

Подаяние собирали раз в сутки — до полудня. Максимальная величина его была определена объёмом патры — монашеской чаши. Санскритское слово «патра» происходит от глагола «пата» — «летать», «падать», «попасть», «достаться».

Одеянием для бауддха служила накидка из старой ткани, выкрашенной в жёлтый цвет. Будда выбрал этот цвет старых поношенных тканей в качестве знака добровольной скромности. По прошествии столетий жёлтый цвет превратился в один из сакральных символов буддизма.

Ничего, кроме патры и накидки, бауддха иметь не полагалось. Не нужны были и книги, поскольку учение при жизни Будды существовало только в виде его устных наставлений; последователи их запоминали. В сезон дождей (период муссонов в Индии с июня до сентября) община находила пристанище в рощах, в парках или загородных резиденциях покровителей. Такие приюты — вихара послужили прообразами будущих монастырей. В устав буддийских монастырей вошло правило уходить в сезон дождей в затворничество.

Покидая мир, Шакьямуни оставил во главе общины Махакашьяпу, тот — Ананду и т. д. Согласно традиции, преемственность буддийских учителей строго соблюдается до наших дней.

Расцвет Буддизма

Буддизм древнего Китая

Широкое распространение буддизма в Индии связано с возвышением царства Магадха (ныне территория Южного Бихара), что располагалось на плодородных землях в нижнем течении реки Ганга. Древнейшая столица Магадхи — Раджжриха (со временный Раджгир) уже в ранний период истории страны считалась одним из шести главных городов Индии. Пятый царь династии Сисунаги — Бимбисара (543—491 гг. до н. э.) за время своего царствования существенно упрочил положе ние страны, искусно при меняя как мирные способы (заключал браки с царевнами соседних стран), так и средства военного принуждения. Царь покровительствовал двум кшатрийским по происхождению учениям — джайниз му и буддизму. По джайнским легендам, Бимбисара был родственником Махавиры — основателя этой религии. В буддийских преданиях Бимбисара предстаёт прямым учеником Будды Шакьямуни и первым царём Магадхи, принявшим буддизм и сделавшим его государственной религией.

Ещё более усилилась Магадха при сыне Бимбисары — Аджаташатру (493—461 гг. до н. э.). Согласно цейлонским хроникам, Будда умер на восьмом году правления этого царя, в 486 г. до н. э.

Первый Буддийский собор

Согласно буддийской традиции, при Аджаташатру в Раджагрихе сразу после ухода Будды в нирвану состоялся Первый буддийский собор(V в. до н. э.). Около 500 последователей Учителя составили и утвердили свод дисциплинарных правил общины (Виная Питака) и свод высказываний Будды (Сутра Питака). Произошло первое оформление буддийской доктрины. Истинность двух сводов признали все монахи, за исключением одного — по имени Пурана. Так уже на первом соборе наметился раскол Сангхи.

Второй Буддийский собор

При правителях, последовавших за Аджаташатру, Магадха продолжала сохранять господствующее положение в регионе. Особый расцвет она переживает в правление Каласоки (393—365 гг. до н. э.). В этот период состоялся Второй буддийский собор (около 367 г. до н. э.). Небольшие сангхи существовали уже на значительной территории Индии. Между общинами и внутри них возникали споры по различным аспектам вероучения. Для разрешения их монахи и собрались в городе Вайшали. Однако на соборе произошел окончательный раскол. Цейлонская буддийская хроника «Махавамса» (пал. «Великая хроника») называет его причиной расхождения в дисциплинарных вопросах. Руководители общин объявили незаконными послабления, которые делались монахами Вайшали (речь, вероятно, шла и о допущении мирян в сангху). Монахи Вайшали (соглас но «Махавамсе», их насчитывалось 10 тыс.) вышли из сангхи и учреди ли собственную общину. Они назвали себя махасангхиками (санскр. «принадлежащие к великой общине»), подразумевая признание двух видов буддийской сангхи — монашеской и мирской. Не признавшие новшеств монахи составили другую школу — стхавиравада (санскр. «учение старейших»). Махасангхики были склонны более свободно тол ковать смысл высказываний Будды, в то время как стхавиравадины стремились сохранить в неприкосновенности первоначальные догматы.

Эдикты Ашоки

Высеченные по приказу царя Ашоки на скалах и каменных стелах в разных частях страны эдикты увековечили принципы его правления. Вот некоторые из них: «Не следует выхвалять свою религию, хуля остальные, но следует при всяком случае оказывать остальным религиям приличествующие (быть приличным) почести. Обряды религии дают очень богатые плоды: это именно отношение к рабам и слугам, уважение к родителям и учителям, кротость по отношению к живым существам, милостыня брахманам».

Буддизм при царе Ашоке

Великий царь Ашок

Распространение буддизма получило новый сильнейший импульс, когда последователем этой религии стал царь из династии Маурья (V—II вв. до н. э.) Ашока. По преданию, Ашока (273—232 гг. до н. э.) в начале своего царствования был необузданным и свирепым правителем. Яшас (по другим источникам, Упагупта), наделённый титулом высшей святости — архата (санскр. «достойный уважения»), обратил царя в буддизм и стал его наставником. Чтобы искупить прежние злодеяния, Ашока украсил землю множеством ступ, построил немало монастырей и культовых объектов. В это время значительно увеличилось число монахов и мирских последователей религии.

Основной чертой политики Ашоки в буддийский период его правления стала веротерпимость. Он даровал рощи и пещеры представителям различных религиозных традиций. При этом царь заботился о влиянии буддизма. Именно буддизм с его концепцией чакравартина — идеального правителя, воплощающе го совершенные светские и духовные добродетели, стал идеологической основой централизованного курса в многонациональной империи.

Цейлонская хроника «Махавамса» приписывает Ашоке созыв Третьего буддийского собора (253 г. до н. э.) в Паталипутре. К этому времени насчитывалось уже 18 буддийских школ: 10 вошли в стхавираваду 8 — в махасангхику. На Третьем соборе преобладали монахи стхавиравады, которые сумели убедить Ашоку в истинности своего понимания учения Будды. Все несогласные были изгнаны из сангхи. В Палийских хрони ках говорится, что сам царь, присутствовавший на соборе, исключил из общины 60 тыс. монахов.

На соборе решили направить буддийских миссионеров во все страны мира. Ланкийские хроники рассказывают о миссиях в Кашмир и Ганд хару (район Пешавара, Пакистан), в страну ионов (эллинское государство в Северной Индии), в районы Гималаев, в Суварнабхуми (западное побережье Индокитая), на Шри Ланку. Буддизм стал выходить за пределы Индии.

На пороге новой эры

После Ашоки династия Маурья быстро угасла. Её сменила династия Шунта, более расположенная к брах манам. Появление на северозападе Индии бактрийских (Греко-Бактрийское царство — эллинистическое государство) греков, скифов и парфян бросило новый вызов буддийскому учению.

На пороге новой эры в буддизме появляется учение махаяна (санскр. «великая колесница»), развивавшее воззрения махасангхиков. Яркой отличительной чертой Махаяны стала концепция бодхисаттвы (в переводе с санскрита «бодхи» означает «пробуждение», «совершенная мудрость») — святого, вплотную подошедшего к тому, чтобы стать Буддой, но остающегося в мире ради спасения всех живых существ. Махаяна признала способность мирян заниматься религиозной практикой.

Несмотря на идейные разногласия и непрерывную полемику, монахи и сарвастивады (махаянисты стали называть это направление «хинаяна», что с санскрита переводится как «малая колесница»), и махаяны жили по единым правилам в одних и тех же или расположенных поблизости монастырях.

Буддизм в Кушанской империи

В 25 г. до н. э. племя кушанов под предводительством царя Кадфиза I вторглось в Пенджаб. Возникло могущественное индо-скифское государство, подчинившее весь регион от Афганистана до Пенджаба. Расцвета оно достиг ло при царе Канишке (середина I в. н. э.), который попытался сделать буддизм опорой своей власти.

Во времена Канишки в монастыре Джаланжара (Кашмир) состоялся Четвёртый буддийский собор. Его участниками стали 500 монахов, принадлежавших к различным школам, за исключением стхавиравади нов. Собор одобрил новую редакцию священных текстов и комментарии к ним. Каноны учения записали на медных листах, которые затем замуровали в специально построенной ступе.

Появление сводов с изложени ем основ учения Будды открыло новый этап в распространении буддизма. Теперь можно было переводить классическую буддийскую литературу на другие языки и, таким образом, изучать религию по первоисточникам.

Художественная школа Гандхары

В период кушанского владычества на территории Гандхары (древнее название области на северозападе Пакистана) появилась одна из наиболее замечательных художественных школ Индии. Она знаменовала собой важнейшую веху в раз витии буддийского искусства — впервые появилось изображение Будды в человеческом облике (антропоморфное). Ранее на протяжении столетий Будду представляли символы: священное дерево, трон, головной убор. Памятники, относящиеся к этой школе, прослеживаются до VII в., её традиции сказались на развитии всего средневекового буддийского искусства в Сред ней, Центральной и Восточной Азии.

Библиотека Наланды

Буддизм древнего Китая

Библиотека Наланды насчитывала многие тысячи рукописей и уже в VII в. стала одним из крупнейших книгохранилищ того времени, известным далеко за пределами Индии. Она регулярно пополнялась новыми манускриптами, при этом силами переписчиков, учителей и старших учеников велась систематическая работа по копированию древних памятников.

Наланда просуществовала до XII в.и сыграла большую роль в распространении буддизма и индийской культуры, как и другие буддийские монастырские школы высшего типа.

Монастыри университета

Буддийские монастыри появляются в Индии в последних веках до новой эры. К середине 1 тысячелетия н. э., на территории страны существовали уже тысячи буддийских монастырей. Первые приютывихары были местами созерцательного уединения. Монастыри более позднего типа — учебные. Среди них Наланда (близ Раджагрихи), Викрамашила (возможно, располагался в Магадхе) и Отантапури. Здесь трудились знаменитые учёные, поэты и писатели, философы, юристы, происходили религиознофилософские диспуты между представителями разных буддийских школ, а также между буддийскими учителями и последователями других религий. Кроме религиозного можно было получить общее образование и по разнообразным дисциплинам.

Наиболее знаменит был монастырь-университет Наланда. По сведениям китайского паломника Сюань Цзана, учившегося в Наланде, в 40х п. VII в. здесь обитали 10 тыс. человек, из которых 1500 составляли преподаватели.

Наланда той поры представляла собой укреплённый городок с множеством построек. Здесь были культовые сооружения, общежития для монахов и отдельно для мирян, около 300 небольших помещений для классных занятий и восемь обширных аудиторий для лекций и диспутов, а также три здания библиотеки, больница, бассейны для ежедневных омовений и ряд хозяйственных объектов.

Обучение, как и повсюду в Индии, было бесплатным. Учителя и учащиеся обеспечивались питанием, одеждой, жильём и медицинской помощью. К Наланде по царской милости были приписаны 100 (по другим сведениям, 200) деревень, доходы с которых шли на содержание монастыря. Через посредство царей Магадхи или других индийских правителей земельные пожалования Наланде делали даже правители заморских стран, таких, как Индонезия и Цейлон (ныне Шри Ланка). В распоряжении Наланды находились и собственные земли, на которых работали монахи и студенты миряне. Только на вспашке крестьяне заменяли монахов, чтобы избавить их от риска раздавить плугом земляных червей или насекомых и тем самым нарушить обет ахимсы (непричинение вреда живым существам).

В отличие от индуистских и му сульманских школ в буддийские «университеты» принимали независимо от национальной, кастовой и даже религиозной принадлежности.

Кроме грамматики и канонической буддийской литературы в На ланде изучали основные произведения ведийской и индуистской литературы, что указывало на научную широту и веротерпимость. Некоторые студенты, особенно из мирян, получив среднее образование, несколько лет спе циализировались в таких дисциплинах, как законоведение и судопроизводство, астрология, медицина. Учившиеся в Наланде пользовались особым уважением в научной среде и привилегией занимать должности учителей и государственных служащих.

Буддийская Тантра

В III—X вв. происходят важные перемены в религиозно-философской жизни Индии и в буддизме, и в индуизме появляются новые влиятельные течения — тантры (санскр. «основа ткани», «ткацкий станок»). Особый акцент тантра делала на созерцательные техники. Мантра (санскр. «инструмент мысли») — сакральная речевая формула стала одним из важнейших элементов тантрийской практики. Распространение буддизма за пределы Индии в VII—ХШ вв. происходило преимущественно в его тантрийской форме.

В середине I тысячелетия буддизм, практически исчезнув в Индии, получил широкое распространение за её пределами, где и произошло его окончательное становление в качестве мировой религии. Среди главных факторов произошедшего следует назвать три: милосердный, проникнутый состраданием, характер учения; философское богатство его доктрин и литературы; принцип терпимости к культурно-религиозным традициям тех стран, где буддизм принимали в качестве государственной религии.

Источник

Картина дня

наверх