Столичный статус и многовековая история Москвы подразумевает очень большое количество самых разных скульптурных памятников. Подавляющее большинство памятников выполнены известными и талантливыми авторами. Многие вызывают споры среди искусствоведов и простых москвичей. Некоторые неоднозначно оцениваются историками. В небольшом обзоре имеет смысл остановиться на самых известных, проверенных временем и историей скульптурах.
Самым старым скульптурным памятником Москвы, из сохранившихся в вихре вечных московских исторических бурь, является памятник по-настоящему народный и очень искренний. Речь идет о памятнике "Гражданину Минину и князю Пожарскому". Автором этой композиции стал Иван Мартос, который в качестве моделей пригласил позировать своих сыновей. Для основания памятника использовался гранит. Памятник был открыт 4 марта 1818 года и стал символом не только великого патриотического подъема, закончившего "смутные времена", но и победы России в войне с Наполеоном.
В начале 30-х годов 20 века памятник был перенесен, поскольку, по мнению московских властей, мешал проведению военных парадов.
Всего в Москве находится четыре памятника Пушкину. Старейший и лучший из них, созданный скульптором Опекушиным, стоит на площади, также названной именем великого поэта. Скульптор изобразил гения во время прогулки. Поэт в глубокой задумчивости. У зрителя возникает ощущение собственной причастности к таинству стихосложения. Скульптура выполнена в бронзе, на пьедестале установлены мраморные доски на которых вырезаны строки из стихотворения "Памятник". Установлена скульптура была в 1880 году.
Сегодня памятник основателю Москвы князю Долгорукому является одним из главных символов Российской столицы. Но долгие годы вокруг этого монумента кипели нешуточные страсти. Установлен он был в 1954 году, но идея установки скульптуры первого суздальского князя принадлежала еще Сталину. После смерти "лучшего друга физкультурников" памятник хотели убрать с глаз подальше, но все время что-то мешало, то фестиваль студентов, то приезд высокого гостя, то смещение Хрущева. В результате произведение А. Орлова до сих пор украшает Тверскую площадь столицы. А то, что Долгорукий никак не может быть основателем города, который существовал как минимум двести лет до его рождения, никто уже и не помнит.
Памятник А. Островскому на Театральной площади должен был появиться еще в 1918 году, поскольку средства на него были собраны московской интеллигенцией давно. Однако, время было горячим и о великом русском драматурге вспомнили лишь в концу 20-х годов, когда и установили, наконец. Автор скульптуры Н. Андреев изобразил писателя в домашнем халате, сидящем в кресле. Перед зрителем предстает настоящий московский барин, умеющий получать удовольствие от жизни. Никакого добродушия во взгляде. Писатель словно присматривается к каждому, кто пришел посмотреть на него.
Идея установить скульптурный памятник русскому первопечатнику И. Федорову родилась еще в середине 19 века. Однако только в начале века 20-го были собраны средства и объявлен конкурс. Кроме русских скульпторов свои идеи представляли мастера из Австро-Венгрии, Сербии, Болгарии и Франции. Все претенденты столкнулись с одной очень важной проблемой - история не сохранила ни одного прижизненного изображения Федорова. Скульпторам пришлось фантазировать. Лучшей была признана фантазия С. Волнухина. Автор изобразил первопечатника в момент работы. Усталый, сосредоточенный "государев печатник" разглядывает первый лист "Апостола", первой печатной книги на русском языке.
Как и многие московские памятники, скульптура Ивана Федорова несколько раз меняла свое местоположение, в зависимости от новых строительных идей городского руководства.
Творение Веры Мухиной - памятник великому композитору Чайковскому - украшает столицу с 1954 года. Увы, но автор не увидела своего творения на пьедестале, поскольку умерла примерно за год до установки памятника. Композитор изображен в момент вдохновенного порыва: в одной руке у него карандаш, левая, судя по всему, отсчитывает ритм музыкального фрагмента родившегося в эту секунду.
Свежие комментарии